Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Природа Кольского Заполярья традиционно счала средством самовыражения для многих мурманских художников В творчестве В.В. Скокленева, А.Г. Шаковца, В.Ь. Чернова она остается доминирующей. Художники нового поколения для своих произведений выбирают принципиально иные сюжеты. Северный пейзаж если и встречается в их творческой работе, то содержит зачастую в качестве основного объекта изображения архитектурные элементы. Поскольку большая часть населения региона проживает в городах, основным остается городской пейзаж, главным образом, так называемая «мурманиада», где традиционно доминируют сцены городской повседневности, рожденные из легких бытовых зарисовок или мимолетных наблюдений - М.С. Драницин «Сквер на Ленинградской» (2006), «Двор на Октябрьской» (2007), Т.В. Ковалева - «Светлый день» (2006). Мурманск стал основным в творчестве живописца В.А. Кумашова - «Вокзал после дождя» (1999). Стимулируемые и поощряемые властью в советский период традиционные для изобразительного искусства Кольского Заполярья темы - Арктика и трудовые будни края, в рассматриваемый период не соответствовали сложившейся новой системе норм и стандартов деятельности, их создание не финансировалось государством, вследствие чего в мурманском изобразительном искусстве неомифологического типа, как и в искусстве страны в целом, они перестали быть актуальными и востребованными. Традиционные для изобразительного искусства Кольского Заполярья индустриальные пейзажи, в отличие от предшествовавших периодов, раскрывают не промышленное освоение края, а динамику, ритм индустриальных объектов, построенных в советский период или их гибель. В настоящее время данная тема в творчестве региональных художников доминирующих позиций не занимает. Традиционным остается маринистический пейзаж. Причалы, краны, корабли, не только действующие, но и разрушенные, заброшенные, а иногда и их сочетание, являются основными мотивами работ целого ряда мурманских художников, акцентирующих внимание, главным образом, не на тематике, а техническом исполнении произведения. Востребованным в творчестве региональных живописцев и графиков традиционно остается портретный жанр, где преобладает камерность, углубленная психологическая характеристика. Основными являются женские 374См.: Водопьянова С. Каталог выставки произведений художников Мурманской области «Запопярье-2008». - Мурманск, 2008. - 16 с. - С. 3 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz