Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
объединение как общественную организацию не удалось; его работа осуществлялась на общественных началах. Вследствие возобновления работы молодежного объединения, региональная организация «СХР» пополнилась молодыми живописцами и графиками - В.Н. Усмановой (2001), А.А. Бызовой (2002), М.С. Дранициным (2005), А.Г. Березой (2006). После 2006 года областную организацию «СХР» возглавил художник А.Г. Феофилактов и деятельность незарегистрированного объединения молодых художников вновь была приостановлена. В рассматриваемый период в МООО ВТОО «Союз художников России» за активную творческую работу были приняты также М.В. Веденина (2008), Д.В. Новицкий (2008), E.JI . Разумова (2008), М.Б. Глотов (2010), Д. Шелковникова (2010), Н.Н. Ковалев (2011). Вследствие выстроенного в советский период единообразия художественной культуры страны, изобразительное искусство Кольского Заполярья традиционно развивалось согласно динамике художественной культуры центральной России. Однако, в результате отсутствия государственной поддержки художественной культуры, госзаказов, опыта существования вне системы государственного финансирования и значительной отдаленности региона от центра, темпы внедрения инноваций в культурное пространство Кольского Заполярья в сравнении с предшествовавшими периодами были значительно замедлены. Большинство профессиональных мурманских художников, чья творческая зрелость приходится на 70-е - 90-е годы XX века, в рассматриваемый период продолжали работать, главным образом, в рамках сформировавшихся в начале XX века в региональном изобразительном искусстве традиций: реалистическая манера изображения; графичное письмо; техническое, а не тематическое решение произведения. Постмодернистские тенденции не нашли в их творчестве широкого продолжения. Основным источником инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стали отдельные художники, в чьём творчестве прослеживается интерес к эксперименту, стилистическим и тематическим поискам ещё в советский период, а также более восприимчивые к влиянию новых тенденций художники нового поколения, вошедшие в художественную среду региона в 1990-е - начале 2000-х годов. Основное место в творчестве мурманских художников традиционно занимает пейзажный жанр, который, не утратив своей актуальности, претерпел значительные тематические модификации. Наибольшее распространение и интенсивное развитие получил традиционный для регионального искусства северный лирический пейзаж, который, в отличие от предшествующих периодов, не был ограничен идеологическими рамками. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz