Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
развитие получила этническая тема. В региональном изобразительном искусстве она традиционно раскрывала тему саамского и поморского культурного наследия, а также явилась механизмом адаптации искусства к этнически-региональной художественной культуре и изменяющейся культурной реальности. Произведений на традиционно малораспространенную в искусстве Кольского Заполярья политическую' тему в период «перестройки» создано практически не было, а тема Победы в Великой Отечественной войне, главным образом, произведения, посвященные подвигу погибших моряков и авиаторов Северного Флота, оставалась традиционно доминирующей в региональной скульптуре. Основным личностно-креативным источником инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в данный период оставались региональные художники и, главным образом, члены МО СХ РСФСР. Вследствие сформировавшегося единообразия отечественной художественной культуры и влияния централизованной системы управления, мурманское изобразительное искусство в период «перестройки», как и в период расцвета советского типа культуры, развивалось согласно динамике искусства центральной России. Основная часть появившихся в региональной художественной культуре инноваций, а именно тематическое разнообразие, легализация художественно-изобразительных организаций и неформальных объединений, модификации экспозиционно-оформительского искусства и другие явились, главным образом, элементами творческого заимствования или стимулирования со стороны художников, приезжавших в регион в творческие командировки. Сокращение государственного финансирования художественной культуры, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся в культуре страны традиций, снижение объема государственных заказов явились факторами, препятствующими инновационной деятельности и причинами замедления процессов развития и традиционализации ряда инновационных для художественной культуры региона направлений, институциональных трансформаций, что было характерно для художественной культуры перестроечного типа в целом. Однако, интенсивные темпы развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа в предшествовавший период, проявились и в период «перестройки», что выразилось, главным образом, в трансформации традиций региональной скульптуры, где вновь выявлены единичные случаи внедрения инноваций, ставших инновационным для художественной культуры страны в целом. Данные примеры не являются типичными для 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz