Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
другие360. Целый ряд художников традиционно приезжали на Кольский полуостров в составе республиканских и всесоюзных творческих групп СХ СССР. Влияние творческой деятельности приезжих художников на процессы и динамику развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в рассматриваемый период было незначительным. Подводя итог, необходимо отметить, что период 1986-1991 годов стал временем фундаментальных идеолого-политических и экономических преобразований страны, оказавших значительное влияние на развитие отечественной художественной культуры. Начало крушения советской идеологии и распространение ценностей оппозиционной интеллигенции, носящих протестный характер, повлекло крушение искусства социалистического типа, главным образом, реалистического направления, как одного из основных идеологических орудий власти. На Кольском Севере, вследствие отдаленности региона от центральной части страны, сложившихся региональных традиций, а также ввиду меньшей идеологической ангажированности мурманских художников, процесс девальвации реалистического искусства прослеживается слабо. Рассматриваемый период стал завершающим этапом развития в Кольском Заполярье мурманского изобразительного искусства социалистического типа. Традиционно в творчестве региональных художников доминировала реалистическая манера, а характерное для художественной культуры центральной части страны развитие модернистски ориентированного искусства, направленного на разрушение устоявшихся принципов и методов в культурном пространстве региона только начинало свое движение. Социокультурные преобразования явились благоприятной основой интенсификации процесса развития традиционного в творчестве мурманских художников северного лирического пейзажа. Основными оставались также маринистический пейзаж, индустриальный, городской, главным образом «мурманиада», портретный жанр, в которых, как и в искусстве центральной части страны, традиция создания произведений на стимулируемые и поощряемые властью в предшествовавшие периоды темы, не отвечала объективным внешним условиям и к началу 90-х годов XX века практически не представлена в искусстве региона. Практически во всех жанрах регионального изобразительного искусства сказался возрастающий в художественной культуре перестроечного типа интерес к жизни и судьбе отдельной личности. В результате складывающейся в культуре страны концепции модернизации с учетом национальной культуры значительное 360 См.: Семина Е. Баян-живописец. Воробьевы горы в эпическом духе // Воробьевы Горы. - 2004, № 8. - август 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz