Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

А. Самоделов, В. Торопов, А.И. Завьялов. Ряд художников-любителей (А.П. Тарасов, Н.А. Макаров) за успешную творческую работу были удостоены дипломами и медалями Всесоюзной выставки самодеятельного художественного творчества и 2-го Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященных 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1987). Традиционное явление в профессиональной художественной культуре Кольского Заполярья - организация творческих групп из числа региональных художников, в рассматриваемый период распространилось и на активно развивавшееся любительское искусство: был организован клуб самодеятельных художников «Сполохи» (первый председатель И.В. Бельков), работала студия «Северная палитра» (Мурманск). Большое внимание развитию любительского искусства, возрождению, сохранению и пропаганде народного изобразительного творчества в регионе традиционно уделял образованный в 1945 году Мурманский областной Дом народного творчества. Региональное театрально-декорационное искусство в период «перестройки» развивалось, главным образом, в творческой деятельности художников-оформителей, работавших в театрах в предшествующий период. В Драматическом театре Северного флота г. Мурманска над созданием запоминающихся декораций продолжала работать Р.С. Чебатурина; в Мурманском областном театре кукол сценографией и созданием кукол занималась художник J1.JI . Пьянкова и другие350. Региональная система художественного образования развивалась в рамках традиций, заложенных в конце 50-х - середине 80-х годов XX века. В регионе работали изостудии, детские художественные школы (ДХШ) и школы искусств (ДШИ). В них традиционно свое мастерство преподавали многие мурманские художники351. Большое внимание вопросам работы Детских художественных школ в период «перестройки» уделял Областной центр повышения квалификации работников культуры и искусства. Работал в г. Мурманске также Дворец детского творчества . Частичный пересмотр ряда постулатов официальной идеологии, ослабление цензуры, поиск национальной идентификации, возрастание интереса к собственным корням, переосмысление исторического прошлого явились условием модификации традиционного для художественной культуры Кольского Заполярья экспозиционно-оформительского искусства. Вписываясь в изменяющееся культурное пространство, в качестве основной 350См.: Измайлова Н. Лицо спектакля делает художник // Мурм. Вестн. - 1996. - 16 марта. -С.З 351 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 18, 35 См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 7 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz