Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Кольского полуострова. Традиционным явлением в художественной культуре края стала организация творческих групп из числа региональных художников: проводила активную работу в области созданная в 1986 году зональная творческая группа художников Северо-Запада России «Советский Север» (координировал В.Н. Бубенцов); в конце 80-х годов XX века в г. Мурманске на основе общего интереса к проблеме пространства в двухмерном измерении организована творческая группа мурманских художников «Три ”Н”», или «Ход» (Н.Н. Ковалев, Н.Р. Духно, Н А. Завертайло); в 1987 - Н.Н. Ковалевым образована творческая группа «Пространство», в которую в разные годы входили Н.Р. Духно, Н.А. Завертайло, Д. Малышев. Свою эстетическую позицию, по аналогии с деятельностью творческих групп в центральной части страны, художники демонстрировали в серии совместных выставок, что также стало традиционным явлением в экспозиционно-оформительском искусстве региона348. В составе творческих групп СХ СССР мурманские живописцы и графики традиционно работали в других регионах страны. Новая культурная реальность и частичное размежевание в Союзе Художников РСФСР формировала условия для легализации различных творческих коллективов и неформальных объединений, существовавших параллельно с официальным искусством. Вследствие выстроенного в предшествующий период единообразия художественной культуры страны и «москвоцентризма», процессы развития искусства в регионе во многом w 349 совпадали с основными тенденциями её развития в центральной России Таким образом, в художественной культуре Кольского Заполярья в период 1986-1991 годов наряду с региональной организацией СХ РСФСР также возникли художественно-изобразительные объединения: Ассоциация свободных художников «AVAN» (А.И. Баранник, А. Сенаторов); Союз художников г. Мурманска (руководитель П.П. Гороховский), что стало новационным явлением в институциональной системе региона, носящим заимствованный характер. В г. Мурманске и населенных пунктах области продолжали работать многие профессиональные художники, по ряду причин не вступившие в союз, появились новые - Е.В. Вергизова. Наряду с профессиональным, во второй половине 80-х годов XX века активно развивалось любительское изобразительное искусство- В.Т. Горохов, А. Балашов, В. Бевзенко, О. Бесчастная, Н. Косевич, В. Костылев, В. Латынцев, Ю. Малютин, 348Ковалев Н.Н. Там же. - С. 8 349 Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты : Автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Том. гос. ун-т], 2008. - 43 с. - С.6 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz