Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
середины 80-х годов XX века345. В живописи и графике региона религиозное искусство нашло свое продолжение, главным образом, в этнической тематике художественных произведений, тогда как в монументальной скульптуре оно явилось источником инновационного направления. Так, в результате активной стимулирующей деятельности региональных литераторов, в первую очередь писателя B.C. Маслова, в 1986 году в г. Мурманске впервые в СССР отмечали День славянской письменности и культуры346, вследствие чего государственно- общественная организация «13 веков Болгарии» подарила четвертую (последнюю) авторскую копию памятника славянским просветителям Кириллу и Мефодию, освященную Святейшим Патриархом Болгарским Максимом, работы скульптора В. Гиновски. Монумент был установлен в г. Мурманске в 1990 году перед зданием областной научно-технической библиотеки и стал значительным инновационным явлением не только в художественной культуре Кольского Заполярья, но и в отечественной художественной культуре перестроечного типа в целом347. Таким образом, в период «перестройки» монументальная скульптура региона, несмотря на ухудшение экономического положения страны, сокращения государственной поддержки, уменьшения количества возводимых памятников, продолжала активно развиваться, что во многом явилось следствием высоких темпов развития данного вида регионального изобразительного искусства в период расцвета советского типа культуры. Необходимо отметить, что в рассматриваемый период в художественной культуре Кольского Заполярья значительным новационным явлением стало получение мурманским художником А.А. Сергиенко в 1990 году звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Это стало определенным этапом, показавшим итоги интенсивных темпов развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа, активной творческой и организационной деятельности региональных художников, а также явилось показателем признания профессионального уровня со стороны центральной власти. В результате активной работы Мурманского отделения СХ РСФСР, в период «перестройки» продолжилась традиция организации творческих командировок художников по городам, поселкам, отдаленным уголкам 345См.: Веселова Е.В. Храмы Мурманска: история и современность // Чарнолуские чтения: Межрегиональная научно-практическая конференция 12-13 апреля 2010 г.: Сб. науч. статей / отв. ред. Л.С. Вагинова. - Мурманск: МГПУ, 2011. - 209 с. - С. 32-38 Вскоре объявлен государственным праздником См.: Загорудько М.И будет славить Русь родная святых апостолов славян ...: памятники Равноапостольным братьям в России и за рубежом / М. Загорудько II Площадь Первоучителей: лит.-художеств. и обществ,- полит, альм. Мурм. отд-ния Союза писателей России. - Мурманск, 2006. - С. 6-11 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz