Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
большинство мурманских художников традиционно придерживалось именно реалистического направления. Во второй половине 80 х годов XX века в художественной культуре Кольского Заполярья продолжала развиваться книжная графика. В Мурманском книжном издательстве выпускались десятки книг и брошюр, над оформлением которых работали региональные художники-графики: Н.Н. Ковалев, Т.В. Ковалева, А.Г. Шаковец и другие340. Значительно уменьшился объем государственных заказов. Однако, как отмечает мурманский график Н.Н. Ковалев, зачастую именно художественные работы в Мурманских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СХ РСФСР, по изготовлению плакатов, фирменных знаков, афиш, каталогов, традиционных агитационно-массовых форм искусства, по организации и оформлению выставок на предприятиях, проектированию и созданию интерьеров, становилась основным источником заработка региональных профессиональных и самодеятельных художников в w Я41 период «перестройки» . Традиционное для региональной художественной культуры декоративно-прикладное искусство в годы «перестройки», в результате творческой работы мурманских художников, продолжало развиваться относительно стабильно. Над станковыми панно и монументальными произведениями в технике маркетри, мозаики из смальты, композициями из металла и стекла работал художник Ю.И. Анкудинов. Техника гобелена оставалось основной для художников декоративно-прикладного искусства - Т.А. Черномор и В.А. Зубицкой . В творческой деятельности художников- ювелиров - В.И. Терещенко, Т.Е. Алексеевой. Е.В. Баранова и М.И. Барановой на высоком художественном уровне развивалось ювелирное искусство. Ряд художников работали на фабрике «Кольский сувенир»343 г-Мурманска. Однако, вследствие социокультурных преобразований, главным образом, сокращения государственной поддержки художественной культуры страны, такие инновационные для региона направления, как монументальная живопись и монументальное декоративное искусство все реже находили применение в оформлении зданий и интерьеров общественного и культурного назначения, что замедлило процесс их стереотипизации в художественной культуре края. 34) См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 14, 47 34JСм.: Ковалев Н.Н. Там же. См.: Измайлова Н. Камушки на «Коврике» - пожелание добра // Мурманский Весгник - >,996. - 1 9 марта. - С. 4; Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. Там же. - С. 116 Закрыта в 1992 году 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz