Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
населения посвящали свои произведения художники Н.М. Морозов, Т.И. Зуева, Б.В. Сюхин336. Доступ к «запрещенному» искусству как отечественному, так и зарубежному, все более налаживающиеся творческие связи с зарубежными коллегами способствовало расширению творческих поисков, стилевому и тематическому обогащению изобразительного искусства социалистического типа. Относительная художественная свобода и тяга к эксперименту способствовала активному развитию появившихся в предшествующий период инновационных тенденций и направлений, поиску новых пластических решений. В творчестве художников Кольского Заполярья, вследствие отдаленности региона от центральной части страны, процесс развития модернистски ориентированного искусства в культурном поле края только начинал свое движение. Своеобразием отличались работы художника И.В. Клюшкина, главными героями произведений которого становились цирковые представления337. Продолжало оттачиваться мастерство мурманского живописца В.А. Кумашова, в чьем творчестве всё более прослеживается интерес к работам европейских художников эпохи Возрождения - И. Босха, П. Брейгеля и других. Поиски абстрактных форм прослеживаются в работах художников Н.Н. Ковалева, Н.А. Завертайло. Наследие русского авангарда 20-30-х годов XX века и ленинградской графики 70-х годов нашло свое продолжение в творчестве живописца и графика Н.Р. Духно338. Все большей тягой к эксперименту отличались работы художника А.А. Сергиенко. Необходимо отметить, что плюрализм отечественного изобразительного искусства в период «перестройки» вследствие ценностных трансформаций, «выхода в свет» многих запрещенных ранее произведений, пересмотра постулатов официальной идеологии и значительного ослабления цензуры, как и в 20-е годы XX века, стал основанием осуществления некоторой дискриминации в отношении реалистического классического направления, которое, как отмечает А.Ф. Полозов, начало подвергаться критике под ярлыком «официоза»339. На Кольском Севере эта тенденция практически не выражена, так как 336 См.: Бубенцов В.Н., Бубенцова А.В. Морская тематика в современной художественной культуре Кольского Севера / В.Н. Бубенцов, А.В. Бубенцова // Наука и образование. - 2.007, № 8. - С. 89-92 337 См.: Ковалев Н.Н. Изобразительное искусство Мурмана // Мурманский берег: Литературный альманах. Выпуск 4. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998.- 288 с.- С. 5-45 338См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 335Полозов А.Ф. Там же. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz