Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Традиционные для мурманского изобразительного искусства социалистического типа темы: взаимодействие и взаимовлияние человека и природы; труд рыбаков, строителей, портовиков; индустриальные ландшафты северных городов, порты, корабли, ледоколы оставались основными мотивами в творческих работах региональных художников в конце 80-х годов XX века332. Однако, в начале 90-х годов, вследствие инновационных тенденций, основными из которых явились трансформации ценностной системы, прекращение государственного финансирования картин на общественно значимые темы, требующие значительных затрат, интерес к данным темам заметно снизился. Эти же тенденции привели к заметному сокращению в творчестве столичных художников в годы «перестройки» тематических картин333. В искусстве Кольского Заполярья, благодаря творческой работе ряда мурманских художников, главным образом А.А. Сергиенко и В.Н. Бубенцова - «Большой улов» (1989-1990), тематическая картина не исчезла, но темпы её развития в сравнении с 70 - началом 80-х годов XX века также значительно снизились. Практически на всех жанрах мурманского изобразительного искусства социалистического типа в данный период сказался возрастающий в художественной культуре перестроечного типа интерес к жизни и судьбе отдельной личности. Вследствие складывающейся в стране в конце 80-х годов XX века концепции модернизации с учетом национальной культуры и возрастающего интереса во всех регионах России к местной, собственной культурной традиции и национальному наследию, в отечественном изобразительном искусстве более значительное, чем в предшествовавшие периоды, распространение получила этническая тема334. Как отмечает А.К. Флорковская, данный процесс был связан, главным образом, с поиском национальной идентификации, переосмыслением исторического прошлого, с растущим интересом к собственным корням335. Эта тенденция нашла широкое продолжение и в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Традиционная для регионального искусства этническая тема раскрывалась в целых сериях работ мурманских художников - М.А. Кирина, В.Б. Чернова. Своеобразию культуры аборигенного 332 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 12 См.: Полозов А.Ф. Там же. 334 См.: Мосолова Л.М. Виталий Бубенцов - художник Русского Севера / Л.М. Мосолова. - Мурманск: Книжное из-во, 2009. - 80 с. См.: Флорковская А.К. Религиозные искания в неофициальной московской живописи 1970-х годов // Русское искусство: XX век: исследования н публикации / [Огв.ред. Г.Ф. Коваленко]; науч. -исслед.ин -т теории и истории изобразит.искусств РАХ. - М.: Наука, 2007. - 813 с. - С. 399 - 416 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz