Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
главным образом профессиональные художники, начало творческой деятельности которых приходится на 70 - 80-е годы XX века и к рассматриваемому времени ставших опытными, зрелыми мастерами - Б.В. Сюхин, Н.Н. Ковалев, А.И. Хуттунен, В.Н. Бубенцов, А.А. Сергиенко, В.Б. Чернов, И.П. Марилова, Т.И. Зуева, В.И. Терещенко и другие. По результатам творческой работы в региональную организацию СХ РСФСР были приняты пять молодых художников, в основном членов регионального молодежного объединения: в 1989 году ряды членов союза пополнили художники В.А. Кумашов, А.Г. Шаковец; в 1991 - М.В. Лапин, A.Г. Феофилактов, А.В. Васильев. Продолжали работать и другие молодые художники - Н.Р. Духно, В.В. Скокленев, Р.С. Чебатурина, В.В. Кузин, Е.В. и М.И. Барановы, Н.А. Завертайло. Объединением молодых художников и искусствоведов при Мурманской организации СХ на общественных началах руководила В.А. Зубицкая, однако, вследствие сокращения государственной поддержки художественной культуры страны, а также ввиду того, что модернизационные процессы, начавшиеся в период «перестройки», расшатывали сложившуюся институциональную сферу художественной культуры, его деятельность в 1988 году была приостановлена330. Социокультурные преобразования в стране в период «перестройки» явились благоприятной основой дальнейшего развития традиционного в творчестве мурманских художников северного пейзажа, для которого, как и в предшествующий период, характерны были темы и настроения, выявляющие особенности их индивидуального общения с явлениями северной природы, ее глубокое постижение, поиск гармонии природы и человеческого бытия - B.Н. Бубенцов «У моря Баренца» (1987). Для многих региональных художников природа Кольского Заполярья «нечто большее, нежели просто географическая среда обитания» (по Л.М. Мосоловой), стала главным средством самовыражения - В.В. Скокленев, А.Г. Шаковец, В.Б. Чернов. В рассматриваемый период традиционно для изобразительного искусства края развивались также темы: маринистика и городской пейзаж, в том числе «мурманиада», в которой доминировали сцены городской повседневности, рожденные зачастую из мимолетных наблюдений331. Многие мурманские художники продолжали работать в жанре портрета, однако, доминирующим он стал только в творческой деятельности художника А.Г. Феофилактова - «Хозяин тундры» (1985, МОХМ). 330 См.: Изобразительное искусство // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kolaenc.соv-munnan.ni/culture/finearts/ 331 См.: Водопьянова С. Каталог выставки произведений художников Мурманской области «Заполярье-2008». —Мурманск, 2008. - 16 с. - С. 3; Русиновская М. Каталог выставки «Город и горожане». - Мурманск, 2006. - 12 с. - С. 2 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz