Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Руководство художественной культурой стало интерпретироваться не как прямое вмешательство со стороны власти, а как формирование компетентным руководством творческих и организационных условий для развития искусства. Но даже в этом случае, как отмечает В.П. Конев, необходимость «руководства» не подвергалась сомнению’26. Однако, отказ государства от четкого регулирования в области культуры имел ряд отрицательных последствий: резко сократилась государственная поддержка культуры и искусств, снизился объем государственных заказов, в сграну «хлынули» коммерчески выгодные иностранные произведения, зачастую противоречащие нормам морали. «Стремление перевести культуру на самофинансирование, - как отмечает А.Ф. Полозов, - обречены, так как культура по определению не в состоянии себя “прокормить”»327. Эти процессы создавали предпосылки для дальнейшего разаития изобразительного искусства социалистического типа, которое претерпело значительные изменения и в образной структуре, и стилистике, и в тематике. Начало процесса модернизации социальной организации общества, расширение культурно-информационного пространства способствовали тому, что художественная культура перестроечного типа стала более плюралистической, разнородной, полистилистичной . Общая для страны тенденция развития изобразительного искусства прослеживается и в Кольском Заполярье. Весь рассматриваемый период в регионе развивалось мурманское изобразительное искусство социалистического типа; личностно-креативным источником инноваций, как и в предшествовавший период, становились художники Мурманской областной организации Союза художников РСФСР, пост председателя правления которой в эти годы занимал художник В.Н. Бубенцов329. В период «перестройки» число художников постоянно живущих и работающих в регионе, выросло незначительно. Продолжали работать 326См.: Конев В.П. Советская художественная культура периода 30-х - 80-х годов XX века (Теоретико-исторический анализ): Автореферат ... д-ра культурологических наук: 24.00.01 Новосибирск, 2004 415 с. - С. 18 327 Полозов А.Ф. Перестройка и изобразительное искусство. О свободе творчества // Сборник трудов Второй конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина / Под общ. ред. проф. Д Н. Киршина. СПб.: Российское изд-во «Культура», 2005. 328См.: Орлова Е.А. Социокультурные предпосылки модернизации я России // Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). Вып. 2(10). М.: РГБ, 2001.С.-7. И См.: Художники Мурмана, 1965-2005: к 40-летию Мурм. обл. обществ, орг. Всерос. гворч.обществ, орг. «Союз художников России»: иллюстрир. ист.-биогр. справ. / [ред. совет: М.В. Шсвах и др.; авт. текста и сост. Е.В. Иванова, Т.М. Рыжкова; сост. библиогр. Указ. С.А. Дячок]. - Мурманск: Север, 2005. - 87 с. - С. 7 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz