Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

раскрывающими саамское и поморское культурное наследие. Композиции, прославляющие подвиг победившего народа и портреты героев ВОВ доминировали, главным образом, в региональной монументальной скульптуре; число работ на политические темы традиционно было незначительным. Преодолев к началу 70-х годов XX века, вслед за отечественным изобразительным искусством в целом, ограниченность тематики, в мурманском изобразительном искусстве социалистического типа наряду с традиционными появились также темы поиска смысла жизни, экологические и социальные проблемы, борьба за мир, религия, налаживающиеся международные контакты. В творчестве ряда художников прослеживается интерес к наследию европейского искусства. Инновационным явлением в искусстве Кольского Заполярья стало появление тематической картины, тогда как характерный для отечественного искусства процесс развития модернистски ориентированного искусства в культурном пространстве Кольского Заполярья прослеживается слабо. Вследствие высокой профессионализации работавших в регионе художников, а та]сже в результате широкой государственной поддержки развития художественной культуры социалистического типа, в изобразительном искусстве края традиционно доминировала реалистическая манера. Интенсивные темпы развития изобразительного искусства Кольского Заполярья и политика правительства страны в области образования способствовали ускорению процесса стереотипизации региональной системы художественного образования и, главным образом, начальной художественной подготовки. Рассматриваемый период стал также временем наиболее интенсивного развития регионального экспозиционно-оформительского искусства. Широкая государственная поддержка, активная творческая работа региональных художников, открытие МО СХ РСФСР способствовали интенсивному развитию инновационного в художественной культуре страны мурманского изобразительного искусства социалистического типа. В целом, развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья в конце 50-х - середине 80-х годов XX века происходило под влиянием жестко Централизованной системы управления и идеологии, ориентированной на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни страны. Несмотря на остропротиворечивые условия исторического процесса, рассматриваемый период стал временем наиболее интенсивного и стабильного развития изобразительного искусства края, достигнувшего к началу 80-х годов XX века, вслед за искусством Центральной части страны, этапа зрелости и расцвета. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz