Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

перестало быть доминирующим. Мурманское изобразительное искусство весь рассматриваемый период развивались согласно основным тенденциям в художественной культуре центральной части страны, в результате чего основная часть появившихся в региональной художественной культуре инновации, а именно тематическая картина, монументальная живопись, новые виды декоративно-прикладного искусства, организация региональных творческих групп, молодежное объединение при СХ РСФСР и другие явились элементами творческого заимствования или итогом широкого стимулирования со стороны государственной власти, успешно вписавшимися в универсальные процессы развития края. Это же послужило причиной их ускоренного развития и традиционализации. Появление относительно большой группы региональных художников и их активная творческая деятельность создавали условия для появления в изобразительном искусстве Кольского Заполярья инноваций спонтанного типа, что выразилось, главным образом, в тематике произведений, в поиске нового художественного языка, средств выражения, образного строя, используемых материалах и их внедрения в художественную практику региона. Выявлены ряд явлений, ставших инновационными не только в художественной культуре региона, но и в изобразительном искусстве центральной части страны, однако, данные примеры единичны. Доминирующее место в творчестве мурманских художников традиционно для изобразительного искусства Кольского Заполярья занимал пейзажный жанр. Вместе с северным лирическим пейзажем, который в данный период преобладал над официозной советской тематикой, художники писали встроенные в систему изобразительного искусства социалистического типа и стимулируемые властью посредством единой планово­ распределительной системы производства типовых арт-объектов, индустриальные, арктические, маринистические пейзажи, развитие которых спонтанно стимулировалось также интенсивным индустриальным развитием региона, ростом атомного, ракетоносного и океанского флотов. В соответствии с эстетическими предпочтениями источника «соцзаказа», ставший традиционным для регионального изобразительного искусства портретный жанр, как и в предшествовавший период, раскрывал тему тяжелого труда в суровых условиях Севера. Отличительной особенностью регионального городского пейзажа стала так называемая «мурманиада», в которой, начиная с 70-х годов XX века, доминировали сцены городской повседневности. Стимулированное со стороны государственной власти развитие в отечественном изобразительном искусстве этнической тематики, в искусстве Кольского Заполярья представлено произведениями, 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz