Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

места боевой славы приезжали художники-фронговики, такие как художник Г.М. Возлинский; над созданием цикла арктических пейзажей в Мурманске в 60-е годы XX века работал ленинградец А.А. Яковлев; Север, как сокровищница русской культуры и неповторимый природный край, нашел свое продолжение в произведениях многих советских художников «сурового стиля»; целый ряд живописцев и графиков после выставки американского художника Рокуэла Кента и публикации его книг по материалам поездок на Аляску, обратились к темам Арктики и Заполярья; из многочисленных творческих командировок по побережью Кольского полуострова привозил эпически-монументальные и лирические работы московский художник Е.П. Биткин322. Большое число художников работало в регионе в составе республиканских и всесоюзных творческих групп СХ СССР. Развитию мурманского изобразительного искусства социалистического типа способствовали также регулярное проведение в регионе дней культуры Ленинграда, Белоруссии. Влияние творческой деятельности приезжих художников на процессы и динамику развития изобразительного искусства Кольского Заполярья было значительным, однако, в отличие от предшествующих периодов, перестало быть доминирующим. Таким образом, важные политические преобразования в стране, широкая государственная поддержка развития художественной культуры социалистического типа стимулировали дальнейшие социокультурные преобразования края, главным образом, стремительные изменения в конце 50- х - середине 80-х годов XX века состава населения и облика региона, интенсивное развитие городской культуры, организацию Мурманского Отделения СХ РСФСР, появление относительно большого числа региональных художников, создание инновационных для художественной культуры Кольского Заполярья Мурманских художественно- производственных мастерских Худфонда СХ РСФСР, налаживание широких творческих связей, что способствовало интенсивному и относительно стабильному развитию мурманского профессионального и любительского изобразительного искусства социалистического типа. Основным источником инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стали художники, постоянно живущие и работающие в регионе и отличавшиеся от столичных коллег меньшей идеологической ангажированностью. Влияние творческой работы художников, приезжавших в регион в творческие командировки, на процессы и динамику искусства Кольского Заполярья, оставалось значительным, но, в отличие от предшествовавших периодов, 322 См.: Семина Е. Баян-живописец. Воробьевы горы в эпическом духе // Воробьевы Горы. - 2004 , № 8. - август 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz