Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

экспонировали свои работы на зональных выставках «Советский Север» начиная с 1964 года, что подняло планку профессиональной компетенции в регионе. Члены Мурманского объединения СХ и художники, приезжавшие на Кольский Север в творческие командировки, традиционно принимали активное участие также в республиканских выставках («Советская Россия»; «По родной стране»; к 35-, 40-летию Победы и других) и всесоюзных смотрах («Голубые дороги Родины»; «На страже Родины»; всесоюзные выставки эстампа, акварели и других). Новационным для региона стала организация выставок такого уровня на Кольском Севере. Так, в 1973 году в г. Мурманске в МОКМ была развернута экспозиция отчетной выставки работ участников Всесоюзной творческой группы, работавшей на Кольском полуострове. Появление данной новации было связано с интенсивным развитием изобразительного искусства в регионе, высокой профессионализацией художников, постоянно проживающих и работающих на Кольском Севере, с развитием необходимой инфраструктуры. Региональные театральные художники, ювелиры экспонировали свои работы на специализированных региональных, республиканских, международных, зарубежных и всесоюзных выставках. На выставочную деятельность художников МО СХ оказали влияние и налаживающиеся международные контакты. Новацией для художественной культуры Кольского Заполярья стало проведение в 1964 году первого праздника мира и дружбы стран Северного Калотта в г. Кеми (Финляндия) в рамках которого была организована объединенная выставка работ художников Норвегии, Финляндии, Швеции и СССР, где приняли участие и мурманские художники. Государственная поддержка мероприятия и активная работа СХ РСФСР и его Мурманского Отделения способствовали активизации процесса стереотипизации данной новации. В относительно короткие сроки праздники культуры в рамках калоттского движения и побратимских связей, сопровождаемые подобными совместными выставками стали инновационным, а вскоре, благодаря регулярному проведению данного мероприятия, и традиционным явлением в культурном пространстве региона. Целый ряд выставок художников из Скандинавских стран был показан в г. Мурманске, коллективные и персональные выставки мурманских художников неоднократно демонстрировались за рубежом, что также стало инновационным явлением в экспозиционном искусстве края321. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в рассматриваемый период традиционно развивалось и в творческой деятельности художников, приезжавших в регион в самостоятельные творческие командировки: на 321 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 10 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz