Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

поморской культуры традиционно был Мурманский областной Дом народного творчества308. В конце 50-х годов XX века традиционным явлением в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стало театрально­ декорационное искусство. В регионе продолжали работать театры, ставились спектакли. Рассматриваемый период стал временем относительно стабильного развития театрально-декорационного искусства в регионе. Сценография развивалась в активной творческой деятельности опытных профессионалов и целого ряда молодых художников, часть из которых за интенсивную успешную творческую работу были приняты в мурманское объединение СХ. В Мурманском областном театре кукол с 1958 года оформлением спектаклей занимался Е.А. Гренке, с 1967 года своеобразные гротесковые куклы создал художник А.М. Лепков. В Драматическом театре Северного флота г. Мурманска над созданием декораций с 1951 года работала художник А.А. Мещанинова, с 1960 - живописец А.С. Ефременков, с 1981 года запоминающиеся художественные решения спектаклей делала молодой художник театра - Р.С. Чебатурина309. Активно проводилась творческая работа и в Мурманском областном драматическом театре (МОДТ), где с 1956 года над сценографией работал художник-декоратор В.И. Чудзин; с 1957 - живописец В.А. Алексеев. Художниками-декораторами в МОДТ работали также художники Н.Л. Гарпинич, А.С. Ефременков, В.Я. Кирина и другие. Инновационным явлением в региональном искусстве стала деятельность телевизионного художника-оформителя, которая появилась в связи с созданием в 1957 году Мурманской студии телевидения. Первым художником-оформителем, разработавшим первые заставки в передачах ГТРК «Мурман» стал художник Н.Л. Гарпинич. Данная инновация стала заимствованным элементом из центральной части страны и благодаря высоким темпам развития региона была относительно быстро внедрена в художественную культуру края. В постсталинский период со стороны власти, как отмечает В.П. Конев, значительно увеличилось внимание к системе образования художников, которые должны были получать фундаментальные профессиональные знания, умения и навыки в системе соответствующих образовательных учреждений310. Вследствие чего ускорился процесс стереотипизации региональной системы художественного образования, которая получила в рассматриваемый период в Кольском Заполярье наиболее значительное 308Образован в 1945 году 309См.: Измайлова Н. Лицо спектакля делает художник // Мурм. Вестн. - 1996. - 16 марта. - С. 3 310См.: Конев В.П. Автореферат. - С. 19 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz