Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

региональных художников: активно работала творческая группа мурманских художников «Арктика» (руководитель А.И. Хуттунен), члены которой в период с 1978 по 1986 год неоднократно участвовали в экспедициях по Северному морскому пути; в конце 70-х годов XX века в Мурманской области была создана Всесоюзная молодежная творческая группа «Кольская атомная» (координировал В.Н. Бубенцов), которая на протяжении четырех лет посещала строительство второго блока КАЭС304. В составе творческих групп СХ СССР мурманские художники работали и в других регионах страны. Данный процесс был характерен для изобразительного искусства социалистического типа в целом. Интенсивное развитие Мурманской Организации СХ РСФСР способствовало быстрому вхождению в середине 70-х годов XX века в художественную культуру края такого инновационного для изобразительного искусства социалистического типа институционального явления, как молодежное объединение при СХ РСФСР, который создавался в Союзе художников РСФСР и региональных творческих организациях после выпуска Постановления ЦК КПСС от 1976 года «О работе с творческой молодежью». Создание региональных молодежных объединений стало механизмом организации и координации творческой работы молодых художников, с которыми, как отмечает А.Ф. Полозов, заключались договора, приобретались их произведения, организовывались творческие поездки305. Организатором работы мурманского молодежного объединения при СХ РСФСР до 1979 года была Т.А. Черномор, с 1983 - В.А. Зубицкая. В объединение входили А. Баранник, Г. Гоголь, А. Ивахненко, А. Прудников, В. Пузанков, Э.В. Смирнова, а также многие будущие члены творческого союза306. Необходимо отметить, что изобразительное искусство социалистического типа как одно из основных средств идеологической пропаганды, широко опекалось со стороны государственной власти. Основным источником заработка мурманских художников, как и художников из других регионов страны, являлись хорошо оплачиваемые государственные заказы. Вследствие чего в работе региональных СХ РСФСР возникали сложности, характерные для художественной культуры страны в целом: проблема старения профессиональной организации, внутренние противоречия и другие, что приводило к нарушению единства, сплоченности организации и в ряде 304 См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45; Художники Мурмана. Там же. - С. 8; Мосолова Л.М. Виталий Бубенцов - художник Русского Севера / Л.М. Мосолова. - Мурманск: Книжное из-во, 2009. - 80 с. 305См.: Полозов А.Ф. Перестройка и изобразительное искусство. Там же. 306 См.: Изобразительное искусство // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kolaenc.gov-murman.ni/culture/finearts/ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz