Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
городами разных стран, в честь которого в 1979 году был установлен памятный знак в честь городов побратимов г. Мурманска. В рассматриваемый период продолжал развиваться инновационный для искусства Кольского Заполярья вид скульптуры - рельеф, что связано, главным образом, с творческой работой советского скульптора Э.И. Неизвестного (барельеф на фронтоне МОКМ303). Более интенсивное развитие получил и инновационный вид региональной скульптуры - станковая скульптура. Благодаря активной работе скульпторов Г.А. Глухих, Б.Н. Бродского, И.П. Мариловой, Н.Н. Потанина, выполнявших в соответствии с эстетическими предпочтениями источников «соцзаказа» портреты рабочих Заполярья, революционеров, героев войны и деятелей культуры, скульптурный портрет в относительно короткий срок стереотипизировался и к 80-м годам XX века стал традиционным явлением в художественной культуре края. Высокие темпы развития скульптуры в Кольском Заполярье способствовали значительному сокращению отставания от процессов развития данного вида изобразительного искусства в центральной части страны, а в ряде случаев и опережали их. Целый ряд установленных на территории полуострова скульптурных композиций выполнен не профессиональными скульпторами, а архитекторами или самодеятельными художниками, вследствие чего имеют оригинальное неканоническое решение. Весь рассматриваемый период скульптура Кольского Заполярья развивалась в рамках единого для страны художественного стиля - соцреализма. Создание в регионе полноценного Мурманского Объединения СХ РСФСР способствовало активизации процесса развития в Кольском Заполярье профессионального изобразительного искусства. Региональное отделение, с помощью своей производственной базы - Худфонда, стало работодателем и организатором быта художников, постоянно живунщх и работающих в регионе. Приобретение творческим союзом в 1965 году официального статуса позволило получить от города значительные площади для работы: в 1966 году 16 новых обустроенных творческих мастерских на улице Полярные Зори, а после численного роста организации, в середине 80-х годов XX века, мастерских в домах на проезде Связи и другие. Воссоздание регионального объединения СХ РСФСР и организация Худфонда способствовали также возобновлению традиции организовывать творческие командировки мурманских художников по городам и поселкам области, в отдаленные уголки Кольского полуострова. Инновационным явлением в художественной культуре края стала организация творческих групп из числа 303Мурманский областной драматический театр 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz