Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Значительное распространение в отечественной скульптуре с 60-х годов XX века получило создание архитектурно-скульптурных комплексов и мемориалов, что также нашло свое продолжение в искусстве Кольского Заполярья: в 1968 году в п. Сафонове открыта аллея славы героев-авиаторов СФ, включающая 54 бюста, работы самодеятельного скульптора Э.И. Китайчука; в г. Мурманске в 1974 году - мемориальный комплекс «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»), по проекту советского архитектора И.А. Покровского и скульптора И.Д. Бродского300; воинам, погибшим при защите Заполярья в годы войны посвящен Мемориальный комплекс «Долина Славы»301. Над созданием монументальных скульптурных композиций в г. Мурманске и области долгое время работали скульпторы, командированные в Кольское Заполярье, а также непрофессиональные художники, и только в конце 60-х годов XX века в данном виде регионального изобразительного искусства начали принимать участие профессиональные мурманские художники и архитекторы. С 1963 года в регионе работал скульптор Г.А. Глухих - член МО СХ, автор ряда камерных, лаконичных памятников и памятных знаков: новый монумент в честь погибших портовиков (1967, Мурманск); обелиск военным строителям - защитникам Заполярья (1974, Мурманск); бюст матросу-большевику В.Ф. Полухину (1974, Мурманск) - один из немногих памятников, посвященных революционным событиям и их героям302. На развитие монументальной скульптуры Кольского Заполярья влияние оказали и налаживающиеся международные контакты. Так, в 1975 году в г. Мурманске, по проекту мурманских архитекторов А. Ганина и В. Андреева, был установлен символический памятник боевому сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции в годы ВОВ. Этот монумент является новационным не только в мурманском изобразительном искусстве, он стал первым подобным памятником в советской скульптуре в целом. В региональной скульптуре нашла свое продолжение и характерная примета 60 - 80-х годов XX века - движение за установление побратимских связей между 300 В 1975 году к мемориалу перенесен Вечный огонь от памятника 6-й Героической батарее 501 См.: Киселёв А.А. На перекрёстках памяти: О памятниках революционной, трудовой и боевой славы Мурманской области / А.А. Киселёв, А.С. Марченко, М.Г. Орешета. - Мурманск: Кн. изд-во, 1985. - 208 с.; Коваленко Н. Памятники города-героя Мурманска. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: httn:/ /www.jfc port,com/photo reportaee/archive/2005-10-05-1/ 502См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 23, 34 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz