Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

изобразительного искусства имело широкую государственную поддержку и развивалось в рамках доминирующего художественного стиля. В данный период в изобразительном искусстве социалистического типа характерно также стало использование монументальных произведений, в частности мозаичных работ, в качестве элемента мемориала. Данная новационная для региона тенденция нашла свое продолжение и в Кольском Заполярье: по проекту мурманского архитектора Н.П. Быстрякова мозаичистом С.А. Николаевым и художником И.Д. Дьяченко в ленинградских мастерских АХ СССР выполнено большое мозаичное панно для мемориала «дедушке» российского ледокольного флота - ордена Ленина ледоколу «Ермак», установленного в 1965 году на торце здания МОКМ. Государственная поддержка развития художественной культуры социалистического типа, интенсивные темпы развития края, развитая городская культура, антропологические изменения способствовали тому, что рассматриваемый период стал этапом наиболее бурного развития на территории Кольского полуострова такого традиционного в культурном пространстве региона вида изобразительного искусства, как скульптуры. Ввиду того, что в художественной культуре социалистического типа, согласно исследованиям Г.А. Янковской, выстраивалась жестко централизованная система управления, «москвоцентризм», единообразие, то процессы развития региональной скульптуры во многом совпадали с основными тенденциями её развития в центральной части страны297. Большая часть монументальных скульптур в регионе, как и в стране в целом, сооружалась к годовщинам Октябрьской революции и Победы над фашизмом. С конца 50-х годов XX века на Кольском Севере продолжилась традиция установки скульптурных портретов партийных руководителей, однако, как и в предшествующий период, их число незначительно: в 1957 году в г. Мурманске установлен типичный для периода памятник В.И. Ленину, отлитый в Москве по проекту архитектора Н.В. Томского; памятник В.И. Ленину открыт также в г. Североморске (1957), г. Апатитах (1967); в г. Кировске и г. Заполярном - памятники Ф.Э. Дзержинскому. За значительными политическими преобразованиями в стране в конце 50 - начале 60-х годов XX века и, главным образом, за критикой «культа личности» последовал процесс демонтажа скульптурных портретов 297 Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты : Автореферат дис. ... д-ра исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Том. гос. ун-т], 2008. - 43 с. - С.6 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz