Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

процесс принятия, распространения и стереотипизации ювелирного искусства прослеживается в 80-е годы XX века, когда на Кольском Севере начали работать художники-ювелиры Т.Е. Алексеева, Е.В. Баранов, М.И. Баранова. Они выполняли произведения высокого художественного уровня из металла, дерева, стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, в которых также «нередко звучит северная тема»292. Необходимо отметить, что значительным фактором ускорения процесса традиционализации ювелирного искусства в художественной культуре Кольского Заполярья стало создание в 1974 году г. Мурманске художественно-экспериментального предприятия «Кольский сувенир»293, где успешно работали художники Е.В. Баранов, Г.А. Упакова, Э.В. Смирнова и другие. Интенсивные темпы его развития способствовали тому, что к середине 80-х годов XX века ювелирное искусство стало традиционным явлением в мурманском изобразительном искусстве. Практически все инновации в области декоративно-прикладного искусства Кольского Заполярья изначально были заимствованными элементами из художественной культуры центральной части страны, однако, войдя в художественное пространство региона, они претерпели ряд трансформаций, что выразилось, главным образом, в тематике произведений и используемых материалах. Государственное стимулирование развития регионального искусства способствовало относительно ускоренной традиционализации профессиональных видов декоративно-прикладного искусства в Кольском Заполярье. Значительным этапом в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья, важным фактором традиционализации ряда инноваций стало создание в 1962 году такой институциональной формы, как Мурманские художественно-производственные мастерские Худфонда СХ РСФСР, которые были образованы по аналогии с Худфондами в других областях страны. Они стали механизмом управления художественной деятельностью, благодаря чему в регионах реализовывалась жестко централизованная система управления, планово-распределительное производство типовых арт-объектов, идеология, ориентированная на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни страны. Худфонд СХ РСФСР в г. Мурманске распределял госзаказы на изготовление живописных и графических произведений, различных традиционных для региона форм наглядной агитации (украшение манифестаций, массовых праздничных мероприятий, 292 Художники Мурмана. Там же. - С. 20 293С 1988 года - художественно-экспериментальная фабрика «Кольский сувенир»; в 1992 - закрыта 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz