Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

В.В. Кузин и другие290. С появлением такого нового для региона институционального явления, как региональное книжное издательство, книжная графика стала традиционным явлением в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. В традиционном для региона декоративно-прикл адном искусстве в 60-е - середине 80-х годов XX века также появился ряд инноваций, относительно быстро вошедших в художественную культуру края. В 60-е годы XX века появление наиболее значительных инноваций связано с художественно-изобразительной деятельностью художника Ю.И. Анкудинова. Вследствие его творческого поиска в региональном декоративно-прикладном искусстве появилась и активными темпами начала развиваться техника маркетри - создание декоративных панно из различных пород дерева, а также мозаика из смальты. Основной в его станковых панно и монументальных произведениях стала этническая тема, раскрывающая характер и особенности мифологических представлений саамов - «Северная мадонна» (1960-е, МОХМ). Техникой маркетри и резьбой по дереву в 70-е годы XX века в Кольском Заполярье занимался также художник А.М. Лепков. С начала 70-х годов XX века в декоративно-прикладном искусстве Кольского Заполярья получила развитие техника гобелена, интерес к которой в данный период был характерен для отечественного искусства в целом. Одним из первых художников декоративно-прикладного искусства, работавших над созданием сложнейших гобеленов в регионе, стала художник Т.А. Черномор, в творчестве которой доминировали образы морской мифологии и традиционные для региона мотивы северной природы - «Нептун» (1973), «Север» (1982). С середины 70-х годов XX века декоративные панно в технике гобелена и батика создавала художник В.А. Зубицкая. Основными темами ее работ были образ Кольского Заполярья, Арктика, традиционное наследие поморов. Работы в технике гобелена, вследствие их значительной востребованности в данный период, выполняли многие мурманские художники, такие как Н.М. Морозов, В.Н. Бубенцов и другие291. Одной из наиболее значительных инноваций в профессионапьном искусстве Кольского Заполярья в рассматриваемый период стало ювелирное искусство. В регионе оно появилось только в конце 60-х годов XX века. Источником данной инновации является творческая рабога художника Декоративно-прикладного искусства, ювелира В.И. Терещенко. Дальнейший 290 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 14,47, 48 См.: Измайлова Н. Камушки на «Коврике» - пожелание добра // Мурманский Вестник - 1996. - 19 марта. - С. 4; Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. Там же. - С. 116 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz