Федотова А. В. Роль художников в развитии культуры Европейского Севера России / А. В. Федотова // Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 30-31.
А.В. Федотова РОЛЬ ХУДОЖНИКОВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА Творческая деятельность художников в приморских регионах Европейского Севера России значительно способствовала интенсивному социокультурному развитию. В конце XIX - начале XX веков русские художники, продолжавшие реалистические традиции, обратились к теме Русского Севера, что было связано со значительным интересом к северным территориям страны, к изучению собственной истории, с активной работой экспедиционных художников. В данный период отечественная культура была проникнута идеями национального возрождения. Художественные принципы русского искусства были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин национальных характеров, взаимоотношений природы и человека. Как отмечает М.М. Алленов, это было служение не преходящей «правде жизни, а вечной, абсолютной красоте»1. Россия предстает в картинах многих художников начала XX века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, зачарованным миром. Художники, ранее увлекавшиеся античной и европейской культурой, искали островки сохранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, совершая многочисленные поездки по России, в том числе и в приморские регионы Европейского Севера России. В начале XX века поездки на Север стали чуть ли не массовым явлением в русской художественной среде. На северном пленэре многократно работали Н. Рерих, И. Билибин, В. Верещагин, Б. Григорьев, А. Бенуа, В. Переплетчиков, И. Пинегин, С. Писахов, В. Крайнев и другие. Однако интерес русских живописцев и графиков к северным территориям страны на рубеже веков зачастую не ограничивался исключительно её изображением. Многие художники принимали активное участие в изучении и развитии Европейского Севера России. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства и в освоение Севера внес художник и исследователь Арктики А.А. Борисов. Благодаря его научным экспедициям, на карте Новой Земли появились «художественные» топонимы: мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, бухта Ермолова, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Путилова, мыс Репина, бухта Романова и другие. За вклад, внесенный в дело освоения Севера, по представлению Ф. Нансена, художник был награжден правительством Норвегии и Швеции орденом Святого Олафа2. Существенен вклад художника А.А. Борисова и в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Как один из основных идеологов проекта «Великий северный железнодорожный путь», соединявший Европейский Север с Сибирью, он с 1900 года лично финансировал и принимал участие в его реализации. Так, на средства А.А. Борисова в 1915 году группой инженеров были проведены изыскания по трассе Обь-Котлас-Сорока (Беломорск), для которой в содружестве с архитектором Алексеем Щусевым и художниками Аполлинарием и Виктором Васнецовыми были разработаны проекты вокзальных помещений. С 1908 года художественно-изобразительную и научно-исследовательскую деятельность в Заполярье и Арктике проводил художник, географ, писатель Н.В. Пинегин3. Совмещал творчество с работой на Плавучем морском научном институте (Плавморнин), с которого началось систематическое исследование северных морей после Октябрьской революции, художник и моряк В.М. Голицын. Огромная роль русских живописцев состоит также в популяризации края и привлечении внимания общественности к нуждам приморских регионов Европейского Севера России. Одним из наиболее ярких примеров является творческая деятельность 1 Алленов М. М. Русское искусство XVIII - начала XX века. М., 2000. С, 228. 2 Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983. С. 168. 3 Шабалина О.В. Художник Пинегин //Живая Арктика: альманах. Мурманск, 2000. N«1. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz