Федотова А. В. Роль художников в развитии культуры Европейского Севера России / А. В. Федотова // Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 30-31.

живописца К.А. Коровина. С целью привлечения внимания к строительству в Заполярье железной дороги, по инициативе и на средства С.И. Мамонтова, в 1894 году художник побывал на побережьях Белого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап. На основе значительного числа натурного материала в 1896 году он создал павильон № 20 - «Крайний Север» на 14-й Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Монументальный цикл из десяти декоративных панно представляли географию, экономику и быт Севера1. Мурманские этюды К.А. Коровин использовал также для создания живописного панно для Северного отдела павильона России на Всемирной выставке в Париже 1900 года, устроенного обществом Архангельской железной дороги. Большой вклад в популяризацию Европейского Севера России внесли многие русские художники, приезжавшие в творческие командировки и экспонировавшие свои работы на многочисленных выставках, публиковавшие статьи, путевые заметки или воспоминания. На протяжении двенадцати лет на многочисленных выставках представлял северные пейзажи, серии работ В.В. Переплетчиков, для которого тема Севера стала основной в творчестве, что позволило современникам называть его «Восторженным певцом дальнего Севера». Возвращаясь из поездок, он занимался активной просветительской работой, читал лекции о Севере, публиковал дневниковые записи. Неоднократно бывал на Беломорье и Мурмане, писал лирические пейзажи, мотивы патриархальной старины представитель московской живописной школы Л.В. Туржанский и многие другие. В постреволюционный период изобразительное искусство, как и вся художественная культура страны, стало сферой пристального внимания и «заботы» органов государственного управления. Оно обретало все большее идеологическое и политическое значение2. Официальной задачей изобразительного искусства являлось отображение в художественных произведениях урбанизационно-промышленных и научно- технических преобразований, индустриальное развитие региона, в короткий срок превративших край в один из самых развитых районов СССР3. А.М. Горький писал: «в Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства». Художники должны были показать преобразования природы, контраст между старым и новым в приморских регионах Севера России4. Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, а также Всекохудожником и МОССХ с целью популяризации социалистических строек в экспедиции на советский Север привлекалась творческая интеллигенция. В соответствии с правительственным планом на Север был командирован художник М.Л. Гуревич, который посетил места основного строительства, участвовал в исследовательских экспедициях и создал многочисленные морские и индустриальные пейзажи5. Фундаментальные социокультурные преобразования края запечатлевали художники А.И. Игумнов и В.Г. Тягунов. В научно-исследовательских экспедициях работал художник А.А. Меркулов и другие. На протяжении всего XX века работа художников непосредственно или опосредованно способствовала развитию Европейского Севера России. Их активная творческая, исследовательская и общественная деятельность стимулировала трансформации художественной, духовной и в определенной степени, материальной культуры приморских регионов. Однако в постперестроечный период в результате фундаментальных преобразований в отечественной культуре роль художников в социокультурном развитии Европейского Севера России значительно снизилась. 1 Молева Н.М. Константин Коровин: жизнь и творчество, письма, документы, воспоминания. М., 1963. С. 246. 2 Васильева Е В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX - XX веков (источниковедческий и историографический аспекты). Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб.. 2000. С. 163 3 Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». М., 1935. С. 3-4. 4 Горький А.М. На краю земли II Полное собрание сочинений: В 25 т. Т.20. М.. 1974. С. 240-250. 5 Скворцов А.М. Художники на Севере/ / Каталог к выставке «По Советскому Северу». М., 1933. С. 19. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz