Федотова А.В. Роль художников Северного флота в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья. IX Ушаковские чтения. 2013, c.225-228.

А.В. Федотова РОЛЬ ХУДОЖНИКОВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ Для определения роли художников, проходивших службу в подраз­ делениях и на кораблях Северного флота в развитии профессионального изобразительного искусства Кольского Заполярья необходимо проанали­ зировать основные задачи которые ставились перед отечественным искус­ ством в 30-40-е гг. XX в., направления работы и результаты их художест­ венно-изобразительной деятельности. Модернизационные процессы 30-х гг. XX в. в культуре Кольского Заполярья - железнодорожное строительство, закладка фундамента новой индустриальной культуры, интенсивное формирование городской культу­ ры стали ведущими тенденциями в развитии региона. Отображение в ху­ дожественных произведениях значительных урбанизационно-промышлен- ных и научно-технических преобразований, в короткий срок превративших край в один из самых развитых районов СССР стало основной официаль­ ной задачей изобразительного искусства в регионе в данный период1. Сов­ наркомом РСФСР, Наркомпросом, а также Всекохудожником и МОССХ с целью популяризации социалистических строек в разные уголки страны привлекалась творческая интеллигенция, было организовано плановое уча­ стие художников реалистического направления и в экспедициях на совет­ ский Север. Итогом этих командировок стали живописные и графические работы, доминирующее место в которых занимал индустриальный пейзаж, отображающий результат деятельности человека в новых социально­ экономических условиях2. Изобразительное искусство в 30-е гг. XX в. в Кольском Заполярье развивалось, как и во все предшествующие периоды, главным образом в творческой работе приезжих художников. Значительным этапом в развитии регионального изобразительного ис­ кусства стало создание в 1933 г., после посещения г. Мурманска И.В. Ста­ линым, Северной Военно-морской Флотилии, преобразованной в 1937 г. в регулярный Северный флот (СФ)3. От его создания напрямую зависело по­ полнение региональной художественной среды высококвалифицированны­ ми специалистами из центральных регионов страны. Так, для прохождения службы на Северном флоте в 1933 г. в Кольское Заполярье прибыла боль­ шая группа художников - М.А. Новиков, В.Г. Баранов, А.А. Меркулов, 1 Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». - М ., 1935. - С. 3-4. Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца X IX -X X веков (Источниковедческий и историографический аспекты): Дис. ... канд. культурологии: 24.00.02 Рос. гос. пед. ун-т им. А.И . Герцина. - СПб., 2000. - С. 163. Федоров П .В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XV I-XX вв. - Мурманск: МГПУ , 2009. - С. 269 -2 7 2. * 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz