Федотова А.В. Роль художников Северного флота в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья. IX Ушаковские чтения. 2013, c.225-228.
Н.И. Цейтлин, М.А. Костин и др.1Они стали первыми живописцами и гра фиками, которые работали на профессиональной основе при политуправ лении Северного флота и в свободное время создавали творческие произ ведения, отобразившие важные этапы развития Северного Флота и боевые действия в советско-финской войне 1939-1940 гг. «Героическая» в своей ос нове северная тематика соответствовала задачам искусства социалистиче ского типа и нашла широкую поддержку со стороны официальной критики. Более широко работа флотских художников была востребована в го ды Великой Отечественной войны, в период чрезвычайных исторических обстоятельств, значительно преобразовавших эстетические предпочтения источников «соцзаказа». В результате изменившейся политической, соци альной, историографической ситуации обновились тематика, стиль, худо жественный язык и наиболее востребованными стали направления, непо средственно связанные с оборонным комплексом страны. В годы войны одним из основных направлений развития изобразительного искусства стала агитационно-пропагандистская работа. В задачи художников, работавших на профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота, чьи ряды в первые годы вой ны пополнили живописцы и графики И.П. Рубинский, Л.Е. Кербель, М.Н. Успенский, А.Я. Кольцов, B.C. Бибиков и др., кроме выполнения во енных обязанностей, входили новационные для регионального изобрази тельного искусства маскировка объектов военно-морской техники и выпуск агитационных плакатов. Именно плакат, как один из самых массо вых видов изобразительного искусства получил наибольшее развитие в отечественном искусстве. При Главном политуправлении Северного флота выпускались агитационные плакаты, сатирические листовки «Таран» и «Окна “Полярной правды”». Еженедельные сатирические плакаты «Таран» продолжили традиции плакатов «Окна ТАСС», выпуск которых начался в г. Москве с первых дней Отечественной войны и ленинградского «Боевого карандаша». Пер воначально исполнялись вручную литографским способом в двух экземп лярах. Плакаты «Окна “Полярной правды”», выходившие в 1941-1945 гг. были своеобразным изобразительным приложением к сообщениям Совин- формбюро и представляли собой небольшие по размеру листы, с несколь кими взаимосвязанными рисунками, сопровождаемыми текстом2. Тиражи ровались они вручную при помощи трафарета. Наиболее удачные плакаты переиздавались печатным способом в мурманской типографии газеты «Полярная правда»3 и выходили в сотнях, иногда тысячах экземпляров. 1 Киселев А .А . Мурманск - город-герой. - М.: Воениздат, 1988. - 189 с.; ГАМО. - Ф .-934. - О п . 5. - Д . 1. - Л . 13. ' Брицкая Т. Так расписать, чтобы корабль «исчез» // Мурманский вестник. - 2006. - 6 мая. - С. 2. 3 Областная газета выпускалась с 23 февраля 1920 г., первое название - «Известия Со 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz