Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.
плётчиков. Эта поездка оказала влияние на всю жизнь В.В. Переплетчико- ва и прежде всего на его живописное творчество. «Вооружившись» этюд ником год за годом он ездил по Северу, много писал, рисовал, выставляя десятки созданных им работ, объединяя их в серии. В своих пейзажных полотнах В.В. Переплетчиков поэтично «рассказывает» о Севере, обжитом людьми, показывает его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными, ре ками. В конце 19 - начале 20 веков стали появляться художники и в этни ческой среде, что стало своеобразным итогом многочисленных путешест вий художников на Кольской Север. Наиболее известным из них был Тыко Вылка. Его, родившегося на Новой земле, тоже можно смело причислить к «первооткрывателям искусства Крайнего Севера»1. В 1910 году он приез жал в сопровождении В.А. Русанова в Москву учиться живописи у худож ников В.В. Переплетчикова, А.Е. Архипова и А.М. Васнецова. За короткие полгода обучения Вылко сумел освоить некоторые основы живописи. Впо следствии им была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закончены. Т. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канона ми. Много работ было написано им во время экспедиций в Арктике. После завершения экспедиции набралось много своеобразных и самобытных ра бот. Искренность и свобода от любых художественных школ отличали ри сунки Тыко Вылко. Художников рубежа 19-20 столетий отличает романтическое, вос торженное восприятие Севера. Их неудержимо «влечет <...> очарователь ная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест», что нашло свое отражение в стилистике их произведений2. Они проложили творческую дорогу для дальнейшего развития пленерной живописи в ус ловиях Крайнего Севера и сыграли значительную роль в художественном освоении Русской Лапландии, оставив уникальное культурное наследие высокого уровня. Эти произведения сохранили до наших дней пейзажи За полярного Севера, давно изменившиеся под натиском цивилизации, явле ния природы Кольского полуострова, портреты саамов и поморов, особен ности их жизни и быта, национальной одежды. Это были художники- первооткрыватели красот Русского Севера. Именно они открыли этот за поведный край как неисчерпаемый источник вдохновения для последую щих поколений. 1Переплетчиков В.В. Художник самоед Тыко Вылка // Живая Арктика. №3. 1997. - С. 13 2 Переплетчиков В.В. Север. Очерки русской действительности / Василий Переплетчи ков,- М.: Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. - С. 35 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz