Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.
иначе он не поймет чужую культуру, В.В. Чарнолуский отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш из рук. Жанровый диапазон экспедиционного творчества этнографа широк: рисунки, отра жающие экспедиционную повседневность, наполненные юмором и само- иронией, этнографические зарисовки, портреты местных жителей, натур ные акварельные этюды северной природы. Создавая изобразительные тексты, он всегда стремился совместить точность в изображении ландшаф та, атмосферы и культурного быта с художественным видением - «Залив озера Сейда» (1930-е), «Полуночное солнце в Лапландии» (1920-30) и др. Экспедиционных художников поражала загадочность новых мест, световая и цветовая необычность, неправдоподобный и фантастичный ландшафт. Многие раскрыли для себя новые возможности палитры и све та. Появились необычные реалистические этюды и колоритные полотна неведомых земель. Вслед за исследователями на север в творческие ко мандировки потянулись многие выдающиеся русские художники. Идеи национального возрождения, которыми была проникнута вся русская культура этой эпохи, побуждали искать островки сохранившейся «подлин ной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации. Красоту Кольской земли в 1894 году открыли для себя Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, которые приехали на этюды в Мурманский край по приглашению С.И. Мамонтова вслед за А.А. Борисовым. Их насколько поразила северная природа, ее особые краски и главное - непривычный свет. Вследствие этого палитра обоих мастеров стала более блеклой, лишенной интенсивных цветовых сочета ний. Поездка на Север сыграла большую роль в творчестве обоих худож ников, но прежде всего она была важна для К.А. Коровина, который в дальнейшем в течение нескольких лет продолжал работу над этой темой. Именно на Севере в его стиле произошел перелом - от ярких, легких сол нечных видов, созданных им во Франции, художник обращается к более лапидарному языку, монументальным формам. По материалам этой поезд ки он создал колоритные пейзажи - «Святой Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Становище Териберка», «Трифонов ручей», «Церковь Бориса и Глеба», «Трифоно-Печенгский монастырь», «На дальнем Севере», «Мурманский берег», «На Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге», «Се верное море» и другие, хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее. Не много позже на северные этюды приехал и ученик К.А. Коровина - Л.Ф. Пищалкин1. В начале 20 века Кандалакшу и Новую Землю приезжал писать один из самых ярких участников художественной жизни предреволюционной поры, представитель «московской школы» - Василий Васильевич Пере 1Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Н.М. Молева. - М.: Академия художеств СССР, 1963. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz