Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.

иначе он не поймет чужую культуру, В.В. Чарнолуский отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш из рук. Жанровый диапазон экспедиционного творчества этнографа широк: рисунки, отра­ жающие экспедиционную повседневность, наполненные юмором и само- иронией, этнографические зарисовки, портреты местных жителей, натур­ ные акварельные этюды северной природы. Создавая изобразительные тексты, он всегда стремился совместить точность в изображении ландшаф­ та, атмосферы и культурного быта с художественным видением - «Залив озера Сейда» (1930-е), «Полуночное солнце в Лапландии» (1920-30) и др. Экспедиционных художников поражала загадочность новых мест, световая и цветовая необычность, неправдоподобный и фантастичный ландшафт. Многие раскрыли для себя новые возможности палитры и све­ та. Появились необычные реалистические этюды и колоритные полотна неведомых земель. Вслед за исследователями на север в творческие ко­ мандировки потянулись многие выдающиеся русские художники. Идеи национального возрождения, которыми была проникнута вся русская культура этой эпохи, побуждали искать островки сохранившейся «подлин­ ной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации. Красоту Кольской земли в 1894 году открыли для себя Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, которые приехали на этюды в Мурманский край по приглашению С.И. Мамонтова вслед за А.А. Борисовым. Их насколько поразила северная природа, ее особые краски и главное - непривычный свет. Вследствие этого палитра обоих мастеров стала более блеклой, лишенной интенсивных цветовых сочета­ ний. Поездка на Север сыграла большую роль в творчестве обоих худож­ ников, но прежде всего она была важна для К.А. Коровина, который в дальнейшем в течение нескольких лет продолжал работу над этой темой. Именно на Севере в его стиле произошел перелом - от ярких, легких сол­ нечных видов, созданных им во Франции, художник обращается к более лапидарному языку, монументальным формам. По материалам этой поезд­ ки он создал колоритные пейзажи - «Святой Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Становище Териберка», «Трифонов ручей», «Церковь Бориса и Глеба», «Трифоно-Печенгский монастырь», «На дальнем Севере», «Мурманский берег», «На Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге», «Се­ верное море» и другие, хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее. Не­ много позже на северные этюды приехал и ученик К.А. Коровина - Л.Ф. Пищалкин1. В начале 20 века Кандалакшу и Новую Землю приезжал писать один из самых ярких участников художественной жизни предреволюционной поры, представитель «московской школы» - Василий Васильевич Пере­ 1Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Н.М. Молева. - М.: Академия художеств СССР, 1963. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz