Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.

ниях на севере Кольского полуострова»1. На протяжении всей поездки Альберт Николаевич непрестанно работал, делая наброски и зарисовки, в которых старался как можно ярче запечатлеть своеобразную прелесть се­ верной природы. В акварельных произведениях художника поэтика роман­ тизма сочеталась с документальной точностью. Все краски в акварелях объединены цельным ощущением колористического единства. «Летний вечер на Мурманском побережье» (1920), «Сплав леса в Кольском заливе. Мурманск» (1920) - это лишь некоторые работы мурманской серии ху­ дожника. Художник-маринист - Владимир Михайлович Голицын, соединив­ ший в себе склонность к морю со страстью к живописи, долгое время ра­ ботал на Кольском Севере. Он был одним из строителей первого экспеди­ ционного корабля «Персей», ходил на ледоколе «Малыгин» в полярную экспедицию на Новую Землю. За время работы в Заполярье создал целую серию акварелей, превосходно воссоздающих суровую красоту северных морей. Ряд экспедиционных художников не просто приезжали рисовать удивительные северные пейзажи, а посвятили свою жизнь изображению и изучению Заполярного Севера. Они стремились не только воспеть его в своих живописных и графических полотнах, показать самые скрытые, по­ таенные его уголки, но и изучить его. К одним из них относится первоот­ крыватель северной красоты, выпускник Академии художеств, исследова­ тель Арктики и этнограф - Александр Алексеевич Борисов. В 1894 году на пароходе «Ломоносов» в качестве рисовальщика он впервые приехал на Кольское Заполярье и эта поездка определила всю его жизнь. Позже он со­ вершил целый ряд научных и художественных экспедиций, где создал це­ лые циклы живописных произведений и исследовал северные земли. Его кисти принадлежит первое в истории искусства грандиозное живописное полотно на арктическую тему «В области вечного льда. Лето» (1896). Из своих художественных экспедиций, как называл их А.А. Борисов, он при­ вез более 250 этюдов и картин, написанных в условиях суровой природы Заполярья: «Долина реки Маточки на Новой Земле» (1896), «Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар» (1896), «У берегов Новой Земли» (1896), «Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля» (1896), «Ночь в Большеземельной тундре» (1898), «Освещенные солнцем вершины гор» (1899), «Весенняя полярная ночь» (1898) и многие другие. Для более пло­ дотворной и систематической работы А.А. Борисов собрал дом- мастерскую на Новой Земле, которая стала первой «арктической студией». В этом доме были созданы многие его монументальные произведения. Дом А.А. Борисова сохранялся до 60-х годов 20 века. В нем останавливались 1Виттенбург Е. П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери). СПб.: Нестор-История, 2003. - С. 54 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz