Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.

А.В.Федотова ПЕТРОГЛИФЫ И ПИСАНИЦЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА ДРЕВНЕЙШЕГО МИРА КУЛЬТУРЫ Древнейшая культура Кольской земли очень богата художественным наследием. Существенные изменения климата, природные катаклизмы, движение ледников, фундаментальные перестройки культурной системы, исчезновение некоторых промысловых животных, распространение новых видов орудий труда и защиты не могли не оставить следа. Все эти условия в значительной степени определяли и форму хозяйства, и образа жизни, и, со­ ответственно, художественного творчества народов полуострова. Через многие тысячелетия скалы, камни и пещеры донесли до нас удивительные, своеобразные и во многом загадочные послания, запечатлен­ ные «художниками» древних времен. Бывает сложно иногда понять и трак­ товать созданные ими изображения, однако исследователи считают, что общий их смысл сводился к тому, чтобы в образной форме закрепить в об­ щественном сознании некое свое представление о жизни, быте, верованиях, об окружающем мире и его движущих силах, о необходимом миропорядке и ритме жизни. Это и объяснение устройства мира в представлениях древних людей, и вместе с тем, способ самоутверждения в нем. По исследованиям В.Я. Шумкина первые следы изобразительного творчества на Кольской земле сохранились от поры мезолита и неолита. Они создавались в особых сакральных местах, освященных древнейшей традицией, как правило, в специальных промысловых угодьях или на древ­ них путях сообщения. Мезолитические наскальные рисунки представлены зачастую круп­ ными силуэтными профильными изображениями людей и зверей, выпол­ ненными красной охрой, смешанной с жиром (писаницы) или тщательно исполненными, с прошлифованными линиями контуров на камнях и в пе­ щерах (петроглифы). К характерным особенностям раннего стиля относится двуногость в трактовке фигур животных, преимущественно промысловых, и практически полное отсутствие композиционного строя. Также мезолитиче­ ские рисунки включают в себя всевозможные символы: знаки, чашечные углубления, геометрические фигуры, например, кресты, солярные и лунар- ные образы, «змеиные линии», круги. В период перехода от мезолита к неолиту сохранялась мифологиче­ ская тематика и характерный стиль наскального искусства. Однако, стали доминировать мужские образы, изобразительные сцены приобрели массо­ вость и динамичность, схематизировался язык искусства, а также обостри­ лась выразительность художественных образов. Памятники этого периода также формировались в особых сакральных местах, однако, от мезолитиче­ 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz