Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.

священным камням в современной культуре коренного народа Севера оста­ ётся таким же сакральным действием, как и многие века назад. Важнейшим феноменом духовной и художественной культуры наро­ дов Заполярья в эпоху бронзы и раннего металла являются лабиринты (всего в мире их известно около трехсот). Они расположены возле водной стихии, и представляют собой фигуры, выложенные из камней спи­ ралевидными кольцами, окружность которых варьируется от 50 до 1 м. Выделяются четыре основные типа: подковообразные, круглоспиральные, почкообразные, концентрическикруговые. Некоторые исследователи назы­ вают их «вавилонами», что по-гречески значит «врата Господни». Лаби­ ринтовые композиции можно встретить также в графической форме, а именно в наскальных рисунках, в декоре, предметов быта и в вышивке древних саамов. Большое число каменных лабиринтов, встречаются на севере, на-, пример, на Соловецких островах, Новой земле и в других местах. На Коль­ ском полуострове они были обнаружены в бухте Виловатой у реки Умба, в устье реки Поной, у села Кола (разрушен из-за градостроительства), на ре­ ке Харрловке, в тоне Вящина и т.д. Сущность и назначение лабиринтов одним из первых пытался рас­ крыть Леонардо да Винчи, считая их символом пуповины. Позже исследо­ ватели полагали, что они связаны с моментами рождения и смерти, явля­ ясь частью обрядов посвящения (инициации) и погребения. По мнению современных философов, лабиринты являются сакральным сооружением, воспроизводящим космогоническую модель и структуру мироустройства. Они представляют собой символ духовного испытания и потребности най­ ти центр, то есть выход в иные миры и соединение земного с небесным, установление гармонии и миропорядка. Расположение же лабиринтов именно у воды, как считает Л.В. Ершов, объясняет их ритуальное назначе­ ние, так как вода - это граница между мирами живых и мертвых. Археолог А. Никитин, как и русский писатель Л. Гумилевский связывал лабиринты Севера с культом Солнца, дарующего всему сущему жизнь. Также, среди некоторых исследователей существуют мнения о том, что лабиринты - это древние маяки; центры гадания и общения с миром усопших; могильные знаки. Однако, как бы исследователи не трактовали их смысл и значение, остается доказанным фактом высокий интеллектуальный уровень создате­ лей архитектонических памятников. Древние саамские племена в период с 1.тыс. до н.э. до 1-х веков н.э. создали высокие эталоны культуротворчества, что позволило исследовате­ лям назвать исторический тип культуры этого времени «древнесаамским классическим». 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz