Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.
На смену эпохе неолита пришел бронзовый, а затем ранний железный век, то есть древний мир. Этот период значительно отличается от древней шего и привносит много нового. Однако искусство наскальной живописи продолжает практиковаться, хоть и несколько меняется благодаря активным контактам с народами других районов и их культурой. Так, в переходный период сохраняется мифологическая тематика. и особенности стиля на скального искусства, однако изображения гравируются менее глубоко, теря ется четкость очертаний, рисунки располагаются на плоскости очень близко друг к другу. Фигуры стилизуются и схематизируются, видовые различия стираются, иногда бывает трудно отличить, например, лося от северного оленя. Еще одно значительное отличие гравировок переходного периода от рисунков эпохи неолита заключается в уходе от двуногости в изображении животных, с этого периода их рисуют четвероногими. Большое распространение в период древнего мира получили изобра жения разнообразных лодок и судов. Претерпевает изменений также и ком позиция наскальных рисунков. Так, ко 2 тыс. до н.э. появляются изображе ния больших групп людей, развитого морского промысла, многочисленных следов человека и животных, а также новых знаков. Во многом художест венное творчество обогатилось благодаря значительному развитию древне го судоходства и масштабным военным походам. Также обнаружены трех частные композиции шаманского бубна, в которых графически выражались особенности мифологических представлений о структуре мироздания. Именно в период эпохи бронзы и раннего металла в саамском творче стве появляются и такие нововведения, как мегалиты, ладьевидные камен ные кладки, ловчие ямы, а также культовые памятники - сейды, хотя культ камня сложился задолго до этого времени. Сейды - это наиболее часто встречающаяся разновидность северных мегалитов, расположенных в основном в недоступных местах. Зачастую это большой валун, поставленный на камни-подставки или выступы скал. Вы деляют две основные группы их происхождения: первая включает в себя священные камни естественного происхождения, похожие на горы или столбы, вторая - специально созданные искусственные пирамиды, которые зачастую имеют основание гораздо уже верней части. Так, встречаются сей ды одно-, двух-, трех-, четырех- и многоопорные, поставленные вершиной вниз, на ребро или под углом до 45 градусов на краю скал и другие. У саамов существовали также священные скальные образования кон турами напоминающие людей и также именуемые сейдами - скала Куйвы на Сейдозере, скала «Раткольский бог» на острове Ратколье Онежского озера и другие. Так, один из самых известных подобных сейдов находится на высо ком скалистом берегу у селения Акияврь, который представляет собой си дячую фигуру сгорбившейся старухи - очень почитаемую каменную Акку (по лопарски - бабушку). Существует предположение, что сейды были ро довыми, а затем и семейными фетишами саамов, и, как прежде, поклонение 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz