Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.
метить, что именно руки стали первым предметом изображения в палеоли тической стенной росписи. Кольские петроглифы создавались на протяжении длительного време ни и поздние выполнены несколько схематичней, но более совершенно по технике выполнения и разнообразней по тематике. Огромный интерес вы зывают рисунки человека. Так, из более чем 40 изображений, выявлено лишь четыре профильные фигуры, остальные представляют собой изобра жения анфас, по выражению Гуриной, «как бы пляшущими»2. Тогда как на Беломорских рисунках человеческие фигуры анфас встречаются редко. Общим среди петроглифических образов Колы, Онеги и Белого моря выделяют часто встречающиеся в этих местах загадочные образы лося- лебедя (оленя-гуся) или оленя - коня. Они присутствуют в сценах связан ных с оплодотворением, рождением, смертью и имеют ритуально мифологический характер, который открывается через образы индоиран ской мифологии. Очень важный образ, Постоянно встречающийся в петроглифах Рус ского Севера - образ солнца. Это говорит о древнейшем культе солнца у жителей арктической зоны. Его символом у индоарийцев и славян была сва стика. Содержательно слово «свастика» обозначает «благо есть». Этот знак отражает понимание древними четырех сторон света и главные области продвижения солнца но небу. Праздник весеннего солнца до сих пор явля ется одним из самых великих праздников индоевропейцев. На островах реки Умба (Канозеро) - Скалистом, Одиноком и Еловом также обнаружено более 10 скоплений рисунков состоящих приблизительно из 400 изображений и практически каждое скопление выполнено в своем узнаваемом стиле. Здесь также как и в рисунках Карелии представлены раз новременные и разностилистические изображения, которые отражают спе цифику мифоизобразительного творчества двух эпохальных традиций: ме- зонеолитическую и более позднюю, относящуюся к финальному неолиту и эпохе бронзы. Также предполагается, что некоторые петроглифы относятся к так называемому саамскому средневековью. По мнению специалистов, канозерские гравировки более всего при ближены к беломорским в Карелии, так как большинство рисунков посвя щено морскому промыслу. Достаточно большую часть петроглифов состав ляют изображения животных, птиц и рыб, особенно часто встречается образ оленя. Однако и здесь встречается необычная символика (крест, амулет, со лярные и лунарные знаки) и мифологические персонажи (летящие олени, люди с головами животных). Также на островах Канозера широко представ лена тематика любви и продолжения рода (на скалах имеется значительное количество изображений беременных женщин)4. Пожалуй, это единственное место, где так тесно переплетены традиции наскального искусства практи чески всей Северной Европы. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz