Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.

метить, что именно руки стали первым предметом изображения в палеоли­ тической стенной росписи. Кольские петроглифы создавались на протяжении длительного време­ ни и поздние выполнены несколько схематичней, но более совершенно по технике выполнения и разнообразней по тематике. Огромный интерес вы­ зывают рисунки человека. Так, из более чем 40 изображений, выявлено лишь четыре профильные фигуры, остальные представляют собой изобра­ жения анфас, по выражению Гуриной, «как бы пляшущими»2. Тогда как на Беломорских рисунках человеческие фигуры анфас встречаются редко. Общим среди петроглифических образов Колы, Онеги и Белого моря выделяют часто встречающиеся в этих местах загадочные образы лося- лебедя (оленя-гуся) или оленя - коня. Они присутствуют в сценах связан­ ных с оплодотворением, рождением, смертью и имеют ритуально­ мифологический характер, который открывается через образы индоиран­ ской мифологии. Очень важный образ, Постоянно встречающийся в петроглифах Рус­ ского Севера - образ солнца. Это говорит о древнейшем культе солнца у жителей арктической зоны. Его символом у индоарийцев и славян была сва­ стика. Содержательно слово «свастика» обозначает «благо есть». Этот знак отражает понимание древними четырех сторон света и главные области продвижения солнца но небу. Праздник весеннего солнца до сих пор явля­ ется одним из самых великих праздников индоевропейцев. На островах реки Умба (Канозеро) - Скалистом, Одиноком и Еловом также обнаружено более 10 скоплений рисунков состоящих приблизительно из 400 изображений и практически каждое скопление выполнено в своем узнаваемом стиле. Здесь также как и в рисунках Карелии представлены раз­ новременные и разностилистические изображения, которые отражают спе­ цифику мифоизобразительного творчества двух эпохальных традиций: ме- зонеолитическую и более позднюю, относящуюся к финальному неолиту и эпохе бронзы. Также предполагается, что некоторые петроглифы относятся к так называемому саамскому средневековью. По мнению специалистов, канозерские гравировки более всего при­ ближены к беломорским в Карелии, так как большинство рисунков посвя­ щено морскому промыслу. Достаточно большую часть петроглифов состав­ ляют изображения животных, птиц и рыб, особенно часто встречается образ оленя. Однако и здесь встречается необычная символика (крест, амулет, со­ лярные и лунарные знаки) и мифологические персонажи (летящие олени, люди с головами животных). Также на островах Канозера широко представ­ лена тематика любви и продолжения рода (на скалах имеется значительное количество изображений беременных женщин)4. Пожалуй, это единственное место, где так тесно переплетены традиции наскального искусства практи­ чески всей Северной Европы. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz