Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.
цов, многофактурные повествовательные сцены охоты на зверей, птиц и морских животных, иногда встречаются и батальные композиции. В изо бражениях проявляется стремление к развитию сюжета и показу действия. Главное место в рисунке отдается изображению человека. Загадочных же образов в беломорских рисунках практически не встречается. Однако, даже лучшие реалистические сцены, скорее всего, являются отражением мифов и преданий, а не конкретных эпизодов из реальной жизни. Все петроглифы Карелии выбиты в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца и их глубина обычно составляет 2-3 мм. Доминируют выбивки в профиль, однако, уже встречаются проекции в фас и в плане. Манера изображения в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в передаче образов. Обилие антропоморфных образов - очень важная и показательная особенность петроглифов Карелии, прежде всего беломорских. Нередко встречаются изображения орудий труда и средств передвижения: лодки, лыжи, лук, стрелы, гарпуны. Выделяются также оригинальные и загадочные фигуры. Среди онежских петроглифов это, прежде всего,- около 100 солярных и лунарных знаков. Следует заме тить, что естественные пропорции в фигурах зачастую искажены, исполь зуются фантастические детали и признаки (звери с необычно крупными мордами; лебеди с «дугами» внутри туловища), а также, при изображении животных, постепенно становится правилом обозначать внутренние органы - сердце, линию жизни, ребра. Развивается так называемый «рентгеновский» или «скелетный» стиль. Этот интерес к скрытому, внутреннему, содержа нию - важный стадиальный признак в развитии охотничьего искусства. Во всех карельских петроглифах отчетливо прослеживается тенден ция к схематизации, стремление выделить и выразить изобразительными средствами главное. Традиционализм и консерватизм в значительной мере свойственен монументальному наскальному искусству древней Карелии. Но проявлялось и- стремление к новым, не вполне традиционным решениям на скальных полотен. Весьма сложный в содержательно-семантическом и художественно выразительном отношениях комплекс наскальных гравировок характерен для священных локусов реки Поной и островов реки Умба (Канозеро). Первые петроглифы на реке Поной были обнаружены в местечке Чальмны-Варрэ. Эти рисунки обладают и своими яркими характерными особенностями и, в некоторой степени, общими для всех гравировок Коль ского полуострова типичными особенностями. Так, обнаруженные изобра жения мужских фигур аналогичны наскальным рисункам Онежского озера, в частности так называемому «Шаману» на конце длинного мыса Бесов нос. Для него также характерно квадратное туловище, полусогнутые ноги и под нятые руки с такими же не пропорционально большими кистями рук и рас топыренными пальцами. Это говорит о существовании единой историко- культурной зоны поры неолита и последующей эпохи древности. Стоит за 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz