Федотова, А. В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова древнейшего мира культуры / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Т. 2. - С. 17-23.

ских наскальных рисунков их отличает разнообразие объектов, наличие композиции и более качественное их выполнение. Неолитическая культура представлена на Кольской земле очень ши­ роко и отличается высоким уровнем развития. Рисунки этого периода мож­ но увидеть на реке Ниве, в устье реки Колы, Поной, на Пинозере, Онеге, Бе­ лом море и др. Среди главных достоинств гравировок этого периода отме­ чают оригинальность, загадочность, разнообразие тематики и стиля, обилие сцен, качество выбивки, хорошую сохранность, обилие древних стоянок. В числе петроглифов есть сцены, которые можно отнести к числу шедевров мирового первобытного искусства. Карельские петроглифы эпохи неолита называют уникальными образ­ цами охотничьего наскального искусства. Количество найденных здесь ри­ сунков исчисляется тысячами. Они выбиты в двух местах - на мысах и ост­ ровах Онежского озера и на берегах реки Выг, недалеко от её впадения в Белое море. Считается, что их создателями были представители так назы­ ваемой культуры ямочно-гребенчатой керамики. При наличии общих характерных особенностей, онежским и беломор­ ским петроглифам свойственны существенные различия, которые обуслов­ лены такими причинами, как: особенности природной среды, общая ориен­ тация сознания, характер обрядов и другими. Онежские петроглифы включают 23 группы, состоящие приблизи­ тельно из 1ООО фигур. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных мысах - Пери Нос и Бесов Нос. Название места обусловлено тем, что местные жители считали расположенные там петроглифы, создани­ ем дьявола. Возможно, с целью обезвредить их, приблизительно в 15 веке поверх изображения беса и лебедя был выбит христианский крест. Онежские гравировки отличаются фантастичностью, абстрактностью, метафоричностью и необычностью образов связанных, вероятно, с мифами и преданиями. Ведущим мотивом являлись водоплавающие птицы. Также среди наскальных рисунков часто встречаются странные антропоморфные фигуры и культовые предметы - «жезлы», солярные и лунарные знаки. Единичны изображения животных, лодок и частей человеческого тела. В топографии и в тематике улавливается представление о вертикальном чле­ нении мира. Беломорские петроглифы включают 32 группы и сосредоточены на 10 больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин, Старая Залав- руга, Новая Залавруга и др.) и маленьких безымянных островах. Рисунки, а их известно свыше 2000, в древности находились у самой воды. Большинст­ во выбивок небольшие- (20-50 см), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной. Также присутствуют и очень маленькие - менее 5 см. Этим наскальным памятни­ кам, в отличие от онежских гравировок свойственно реалистическое начало, ярко выраженная хозяйственная направленность. В Беломорье преобладают рисунки лодок с гребцами (изображенными в виде столбиков) или без греб­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz