Федотова, А. В. Роль исследователей Кольского Севера в становлении изобразительного искусства края / А. В. Федотова // Актуальные вопросы современной филологии и культурологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. - С.90-93.
становище на Восточном Кильдине, а на фрагменте другой обозначил маршрут голландских путешественников и нарисовал финнов и лопарей в национальных одеждах. Первая печатная карта, созданная в Швеции - «Orbis arctoi imprimisque amplissimi regni Sueciae tabula» была напечатана в 1626 году картографом Andreas Bureus и также богато укра шена рисунками этнографического характера. Существует ряд рисунков, которые были выполнены не с натуры, а под впечатлением от рассказов путешественников или по более ранним гравюрам. К одной из таких работ отно сится иллюстрация из английского Атласа выполненная картографом Moses Pitt - «The Manner of the Laplanders living in Summer... in Winter» (около 1680, Oxford). Графический лист разделен на две половины горизонтальной линией. На верхней половине изображены сцены, повест вующие об основных летних занятиях лапландцев, а в нижней части - зимних. Иллюстрация содержит несколько неточностей, которые подчеркивают то, что рисунки были выполнены не с натуры. Так, например, Moses Pitt изобразил лопарей с бородой, не зная, что у них она почти не растет, а деревья на рисунке выглядят слишком большими для Заполярного Севера. Однако, недочеты лишь подчеркивают интерес средневековых исследователей к Кольскому Северу. В период Нового времени исследователи и картографы продолжали приезжать на Коль ский Север с целью изучения и освоения края. Однако, на карты какие-либо иллюстрации уже не наносились и включали только географические особенности ландшафта полуострова и в ис ключительных случаях могли быть украшены декоративными картушами. Все натурные зари совки выполнялись уже на отдельных листах. В России начало научной экспедиционной работы восходит к началу 18 века. С этого времени отдельными порывами развивалось в нашей стране экспедиционное дело, что имело большое значение не только в области практических проблем познания Кольского Севера, но и в области развития изобразительного искусства края [Ферсман 1929: 1]. У исследователей были определенные традиции и одна из них - традиция иметь в науч но-исследовательской экспедиции художника, которая сохранялась почти до середины 20 века. Одним из первых экспедиционных художников, который писал на Новой Земле и Лапландии в составе русской исследовательской экспедиции под руководством ученого, академика - К.М. Бэра в 1837 году был Редер. Он был рекомендован исследователю не только как художник, но и как «молодой человек, имеющий геогностические (геологические) сведения и готовый к всяче ским лишениям», что является важной особенностью любого экспедиционного художника [Со ловьев 1934: 13]. Произведения Редера выполнены в технике литографии с авторской аква рельной окраской и настолько точно воспроизводят картины природы арктического архипелага, что не лишены и сейчас естественнонаучного значения. Нельзя отказать им и в чисто художественной ценности. «Гора Матюшев Камень» (1937), «Лабиринт. Варангер- фиорд» (1940), «Ненцы Новой Земли» (1937) и другие - прекрасно разработанные, тонкие ри сунки художника Редера. Наиболее интенсивное изучение Кольского Севера, а вместе с тем и художественное освоение края началось с конца 19 века, так как возрос интерес к северным территориям нашей страны и как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Появились новые имена исследователей региона, создавались краеведче ские организации и научные общества, которые организовывали различные экспедиции для изучения Кольского края. В их состав по традиции входили и рисовальщики. В 1899 году по приглашению адмирала С.О. Макарова в Заполярье в составе экспеди ции в качестве рисовальщика работал выпускник Академии Художеств - Евгений Иванович Столица. Он побывал на Северном Ледовитом Океане в первом плавании ледокола «Ермак», где создал серии замечательных картин, посвященных природе Арктики - «Во льдах Арктики» (1899), «Ледокол Ермак в полярных льдах» (1899). Искренность пейзажей Е.И.Столицы, насы щенность их воздухом и светом, правдивость в передаче состояния природы привлекли к ним внимание широких кругов любителей русской реалистической живописи. Известный русский мастер акварельной живописи, выпускник Императорской Акаде мии Художеств - Альберт Николаевич Бенуа приехал на Кольскую землю по приглашению профессора П.В. Виттенбурга участвовать в качестве рисовальщика в геологических изыскани ях на севере Кольского полуострова. На протяжении всей экспедиции Альберт Николаевич не престанно работал, делая наброски и зарисовки, в которых старался как можно ярче запечат- 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz