Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Анастасия Федотова рирована художником С. К. Пиотровичем, также никогда не приезжавшим на Кольский Север. Дальнейший процесс сте­ реотипизации данной новации выразился во включении в работу по оформлению книг художников, работавших на се­ верном пленере: этнографические зарисовки А. Шильдера вошли в книгу поэта К. К. Случевского «По Северо-Западу России» (1897); литографии и цветные вклейки рисунков Е. И. Шарко украсили монографию Н. Н. Харузина «Русские лопари» (1890). Тридцать фоторепродукций северных этюдов К. А. Коровина и В. А. Серова были воспроизведены в кни­ ге Е. Львова «По студеному морю. Поездка на Север» (1895) [2; с. 76]. Эти иллюстрации доносили до читателя наглядный образ края и имели такое же первостепенное значение, как и сам текст. Они были скорее законченными самостоятельны­ ми произведениями, не столько искусством книги, сколько самостоятельным искусством в книге. Целый ряд книг о Коль­ ском Заполярье был не только оформлен, но и написан сами­ ми художниками: цветные иллюстрации своих картин А. А. Борисов включил в книгу путевых очерков «У само­ едов» (1907); этнографические зарисовки В. В. Верещагина вошли в авторский «Очерк Архангельской губернии» (1848); книга академика архитектуры В. В. Суслова «Путевые заметки о Севере России и Норвегии» (1888) была иллюстрирована авторскими рисунками памятников древнерусского искусст­ ва; этнографические зарисовки и акварельные этюды включил в свои книги В. В. Чарнолуский [12]. Художественных выставок в рассматриваемый период на территории Кольского Заполярья не проводилось, однако, с целью популяризации края и привлечения внимания обще­ ственности к нуждам региона они организовывались в дру­ гих городах страны и зарубежья. Одной из наиболее ярких выставок стала 14-я Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. На средства С. И. Мамонтова с целью привлечения внимания к строительству в Заполярье железной дороги был сооружен павильон № 20 — «Крайний Север», к работе над которым был приглашен К. А. Коровин. На основе северных этюдов, художник создал монументальный цикл из десяти декоратив­ ных панно, показывающих географию, экономику и быт Се- 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz