Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Культурологическое исследование рывочными знаниями о Русской Лапландии, литературные тексты для большей наглядности зачастую дополнялись ил­ люстрациями. Это стимулировало активное развитие такого новационного в изобразительном искусстве Кольского Запо­ лярья направления, как книжная графика [3]. Каразин Н. Н. «г. Кола (снят с левого берега р. Кола)» Литературные тексты о Кольском Заполярье, изданные в начале XX века оформлялись преимущественно графически­ ми работами гравюрами и ксилографиями, позднее фотореп­ родукциями масляных и акварельных картин. На рубеже веков книг о севере России издавалось мало и их оформлением зачастую занимались художники, никогда не бывавшие на Кольском полуострове. Вследствие чего ил­ люстрации носили скорее фантастический характер, чем по­ казывали реальные пейзажи. По воображению и под впе­ чатлением от прочитанных литературных текстов серию ри­ сунков для книги В. И. Немировича-Данченко «Страна хо­ лода» (1903) создал Н. Н. Каразин. Эти же рисунки были опубликованы в журнале «Живописная Россия» (1881). Ра­ бота А. В. Елисеева «По белу свету» (1895) была проиллюст­ 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz