Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Анастасия Федотова Севастопольский ХМ им. П. М. Крошицкого). На протяжении двенадцати лет на выставках, главным образом СРХ, десятки северных пейзажей показывал В. В. Переплетчиков, который впервые посетил регион вместе с «мастером солнечного све­ та», художником С. А. Виноградовым в 1902 году, после чего Север стал главной темой его творчества [7; с. 171]. Художники, приезжавшие в Кольское Заполярье в само­ стоятельные творческие командировки, продолжили новаци­ онную деятельность по художественному освоению региона, начатую экспедиционными художниками. Их активная худо­ жественно-изобразительная деятельность способствовала даль­ нейшему развитию в Кольском Заполярье изобразительного искусства этнографического типа, так как основной объём созданных ими изобразительных текстов включал зарисовки быта аборигенного населения, костюма и другие изображе­ ния этнографического характера. На рубеже XIX XX веков в русском искусстве «гегемо­ ния станковой картины, как отмечает М. М. Алленов, отли­ чавшая искусство середины XIX столетия, уходит в прошлое» [1; с.228]. В соотношении видов искусства происходило вы­ равнивание пропорций и вровень с живописью вставали скуль­ птура, декоративно-прикладное искусство и другие. В начале XX века характерной особенностью развития изобразитель­ ного искусства стало не только взаимовлияние отдельных жанров живописи друг на друга, но и межвидовое сотрудни­ чество различных видов искусств литературы, живописи, те­ атра и других, вследствие чего значительное развитие полу­ чила книжная графика, сценография. Модернизационные процессы начала XX века в культуре Кольского Заполярья железнодорожное строительство, поиск Северного Морского пути, развитие промышленности, акти­ визация экономической жизни, появление новой информа­ ции, урбанизация стали ведущими тенденциями в развитии края, оказавшими серьезное влияние на формирование но­ вых форм художественной культуры в регионе. Данные про­ цессы привлекли значительное внимание к региону не толь­ ко художников, но и писателей, которые стремились расска­ зать о его истории, ресурсах, потенциале, а так как в данный период большая часть населения страны обладала весьма от­ 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz