Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Культурологическое исследование в котором работали художники на Кольском Севере в дан­ ный период, так как привлекала художников центральной части страны в Заполярье именно специфичная природа края, гармоничное взаимодействие природы и человека, а не на­ тюрморт или бытовая картина, крепко привязанные к сфере описательной фактографии. На Север приезжали представители различных художе­ ственных объединений, главным образом, реалистического направления. По инициативе С. И. Мамонтова в 1894 году на побережьях Белого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап работали живописцы К. А. Коровин и В. А. Серов. Из северного пленера они привезли большое количество этю­ дов и колоритных пейзажей. «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894, ПТ), «Зима в Лапландии» (1894, ПТ), «Мурманский берег» (1894, ГТГ) мурманские работы К. А. Коровина [6; с. 280]. Натурные зарисовки на Новой Земле исполнял ученик К. А. Коровина Л. Ф. Пищалкин. Лирические беломорские пейзажи, исполненные суровой поэзией Севера стали основ­ ной темой работ художника С. Г. Писахова «Берег Белого моря. Восход солнца» (1919, Государственное музейное объе­ динение «Художественная культура Русского Севера»). Особенно часто на Кольский полуостров приезжали чле­ ны художественного объединения «Союз русских художни­ ков»!, в чьем творчестве своеобразно выразил себя «русский импрессионизм», сочетающий иллюзию непосредственного отражения натурных впечатлений с привязанностью к обра­ зам крестьянской России и преимущественно сельскими, а не городскими мотивами [1; с. 255]. Неоднократно в творческих командировках на Беломо- рье и Мурмане бывали представители московской живопис­ ной школы, члены объединения СРХ: российский живопи- сец-пейзажист, художник, который «беззаветно любил рус­ скую природу, любил ее до прямого обожания» [5; с. 5] Н. А. Клодт, приезжавший на Кольский полуостров в 1890-х годах; А. Е. Архипов, создавший ряд северных пейзажей; Л. В. Тур- жанский, писавший изначально скромные лирические запо­ лярные пейзажи и увлекшийся позднее, подобно другим пред­ ставителям СРХ (основан в 1903 г.), мотивами патриархаль­ ной старины «Апрельское солнце. Весна на Мурмане» (1905, 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz