Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.
Культурологическое исследование в котором работали художники на Кольском Севере в дан ный период, так как привлекала художников центральной части страны в Заполярье именно специфичная природа края, гармоничное взаимодействие природы и человека, а не на тюрморт или бытовая картина, крепко привязанные к сфере описательной фактографии. На Север приезжали представители различных художе ственных объединений, главным образом, реалистического направления. По инициативе С. И. Мамонтова в 1894 году на побережьях Белого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап работали живописцы К. А. Коровин и В. А. Серов. Из северного пленера они привезли большое количество этю дов и колоритных пейзажей. «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894, ПТ), «Зима в Лапландии» (1894, ПТ), «Мурманский берег» (1894, ГТГ) мурманские работы К. А. Коровина [6; с. 280]. Натурные зарисовки на Новой Земле исполнял ученик К. А. Коровина Л. Ф. Пищалкин. Лирические беломорские пейзажи, исполненные суровой поэзией Севера стали основ ной темой работ художника С. Г. Писахова «Берег Белого моря. Восход солнца» (1919, Государственное музейное объе динение «Художественная культура Русского Севера»). Особенно часто на Кольский полуостров приезжали чле ны художественного объединения «Союз русских художни ков»!, в чьем творчестве своеобразно выразил себя «русский импрессионизм», сочетающий иллюзию непосредственного отражения натурных впечатлений с привязанностью к обра зам крестьянской России и преимущественно сельскими, а не городскими мотивами [1; с. 255]. Неоднократно в творческих командировках на Беломо- рье и Мурмане бывали представители московской живопис ной школы, члены объединения СРХ: российский живопи- сец-пейзажист, художник, который «беззаветно любил рус скую природу, любил ее до прямого обожания» [5; с. 5] Н. А. Клодт, приезжавший на Кольский полуостров в 1890-х годах; А. Е. Архипов, создавший ряд северных пейзажей; Л. В. Тур- жанский, писавший изначально скромные лирические запо лярные пейзажи и увлекшийся позднее, подобно другим пред ставителям СРХ (основан в 1903 г.), мотивами патриархаль ной старины «Апрельское солнце. Весна на Мурмане» (1905, 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz