Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Анастасия Федотова Важной тенденци­ ей в русской живопи­ си рубежа веков яви­ лось возрастание роли внесюжетного жанра пейзаж а , в котором получало свободу эмо­ ционально-целостное восприятие видимого мира, «вне аналитичес­ ки дробящих это целое сюж етно-тематичес­ ких рамок» [1; с. 247]. П ей заж становится поэзией, рожденной из прозы, из опыта по­ вседневного общения с природой и оказыва­ ется как бы сокращен­ ной моделью соверша­ ющейся в искусстве трансформации всей картины мира. Лири­ ческий пейзаж, пере- Серов в. А. «Поморы» (1894, гтг) дающий настроение, интимное душевное состояние и стимулировавший развитие живописных свойств, близких импрессионизму, либо парадный портрет русской природы, панорамный разворот, пространственный размах, либо конфликтные «пейзажные состояния», насыщенные тре­ вогой и вопросом —основные направления в которых разви­ вается пейзажный жанр в отечественном изобразительном искусстве в данный период. Вследствие возрастающего инте­ реса к Кольскому Заполярью, проявившемуся в результате интенсивной модернизации региона, активной научно-иссле­ довательской деятельности и творческой работы экспедици­ онных художников, значительного интереса в данный пе­ риод к пейзажному жанру, большой мобильности русских художников-пейзажистов, пейзаж стал основным жанром, 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz