Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.
Культурологическое исследование жение не преходящей «правде жизни, а вечной, абсолютной красоте» [1; с. 228]. Россия предстает в картинах многих ху дожников начала XX века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, почти зачарованным миром. И поиск этой гармонии был, вероятно, реакцией на бурное промыш ленное развитие, на обретающую новую остроту антитезу «красоты» и буржуазной «пользы». В поисках островков со хранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, художники совершали многочислен ные поездки по России. На Кольском Севере они открыли новый, с особым укладом «затерянный мир» Русскую Лап ландию, которая привлекала нетронутостью первозданно-ди кой природы, патриархальностью быта и архаичностью куль туры аборигенного населения. Природа края представлялась им как «мертвая пустыня, молчаливая и чужая» (С. Макси мов), «суровая и величавая, полная жуткой прелести и нераз гаданной тайны» (В. В. Переплетчиков). Коровин К. А. «Ручей св. Трифона в Печете» (1894, ГТГ) 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz