Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Культурологическое исследование жение не преходящей «правде жизни, а вечной, абсолютной красоте» [1; с. 228]. Россия предстает в картинах многих ху­ дожников начала XX века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, почти зачарованным миром. И поиск этой гармонии был, вероятно, реакцией на бурное промыш­ ленное развитие, на обретающую новую остроту антитезу «красоты» и буржуазной «пользы». В поисках островков со­ хранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, художники совершали многочислен­ ные поездки по России. На Кольском Севере они открыли новый, с особым укладом «затерянный мир» Русскую Лап­ ландию, которая привлекала нетронутостью первозданно-ди­ кой природы, патриархальностью быта и архаичностью куль­ туры аборигенного населения. Природа края представлялась им как «мертвая пустыня, молчаливая и чужая» (С. Макси­ мов), «суровая и величавая, полная жуткой прелести и нераз­ гаданной тайны» (В. В. Переплетчиков). Коровин К. А. «Ручей св. Трифона в Печете» (1894, ГТГ) 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz