Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.
Анастасия Федотова Развитие изобразительного искусства в регионе в данный период во многом продолжало определяться научным изуче нием и освоением Севера. Традиционно обязательными уча стниками практически всех научно-исследовательских экс педиций вплоть до середины XX века оставались так называ емые экспедиционные художники, в задачи которых входи ло: документирование, передача особенностей ландшафта, создание этнографических зарисовок [11; с. 5-10]. Созданные ими изобразительные тексты, главным образом, этнографи ческого характера, впоследствии экспонировались на много численных художественных и художественно-промышленных выставках. Интенсивное научное изучение и освоение реги она, широкая популяризация исследовательской работы и потенциалов Кольского Заполярья посредством значительно го числа живописных и графических работ, выполненных экспедиционными художниками, привлекло к северным тер риториям нашей страны пристальное внимание со стороны общественности, предпринимателей и художественной интел лигенции. В творческие командировки на Кольский Север по ехали многие выдающиеся живописцы и графики, продолжав шие, в основном, реалистические традиции, что стимулирова ло дальнейшее развитие изобразительного искусства в усло виях Крайнего Севера и стало новым этапом в его развитии. Русская культура в начале XX века была проникнута иде ями национального возрождения. Художники, ранее увлекав шиеся античной и европейской культурой, стали проявлять глубокий интерес к изучению собственной истории, пости жению и переосмыслению окружающей действительности. Художественные принципы русского искусства в этот пери од были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин нацио нальных характеров, взаимоотношений природы и человека. Но не через тоску об ушедшей в прошлое жизни или зер кальное отображение правды, свойственное передвижникам, передавался образ страны живописцами начала XX века, а через восторг перед красотой предметов, их живописным бытием, в образах противоречивых, усложненных, отобра жающих современность, но без иллюстративности и пове- ствовательности. Как отмечает М. М. Алленов, это было слу 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz