Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Анастасия Федотова Развитие изобразительного искусства в регионе в данный период во многом продолжало определяться научным изуче­ нием и освоением Севера. Традиционно обязательными уча­ стниками практически всех научно-исследовательских экс­ педиций вплоть до середины XX века оставались так называ­ емые экспедиционные художники, в задачи которых входи­ ло: документирование, передача особенностей ландшафта, создание этнографических зарисовок [11; с. 5-10]. Созданные ими изобразительные тексты, главным образом, этнографи­ ческого характера, впоследствии экспонировались на много­ численных художественных и художественно-промышленных выставках. Интенсивное научное изучение и освоение реги­ она, широкая популяризация исследовательской работы и потенциалов Кольского Заполярья посредством значительно­ го числа живописных и графических работ, выполненных экспедиционными художниками, привлекло к северным тер­ риториям нашей страны пристальное внимание со стороны общественности, предпринимателей и художественной интел­ лигенции. В творческие командировки на Кольский Север по­ ехали многие выдающиеся живописцы и графики, продолжав­ шие, в основном, реалистические традиции, что стимулирова­ ло дальнейшее развитие изобразительного искусства в усло­ виях Крайнего Севера и стало новым этапом в его развитии. Русская культура в начале XX века была проникнута иде­ ями национального возрождения. Художники, ранее увлекав­ шиеся античной и европейской культурой, стали проявлять глубокий интерес к изучению собственной истории, пости­ жению и переосмыслению окружающей действительности. Художественные принципы русского искусства в этот пери­ од были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин нацио­ нальных характеров, взаимоотношений природы и человека. Но не через тоску об ушедшей в прошлое жизни или зер­ кальное отображение правды, свойственное передвижникам, передавался образ страны живописцами начала XX века, а через восторг перед красотой предметов, их живописным бытием, в образах противоречивых, усложненных, отобра­ жающих современность, но без иллюстративности и пове- ствовательности. Как отмечает М. М. Алленов, это было слу­ 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz