Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.
Культурологическое исследование ный край во всем его многообразии и величии. Их художе ственно-изобразительная деятельность явилась первым эта пом в развитии регионального изобразительного искусства и стимулировала появление целого ряда новаций, создавших предпосылки для значительных изменений в художественной культуре края. Становление в России культуры модернистского типа спо собствовало тому, что в начале XX века страна входила в число крупнейших промышленных держав мира. Активное развитие различных отраслей науки способствовало ускоре нию технического перевооружения промышленности и дру гих отраслей народного хозяйства, обеспечивая быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности. Продол жалось интенсивное строительство железных дорог. Доми нировали установки на инновационность, понимаемые как новаторство и прогресс, прежде всего, науки и техники. Уси ливались тенденции специализации [9]. Однако, территория Кольского полуострова продолжала оставаться малоизучен ным, слабозаселенным и слабоурбанизированным районом Российской империи. В результате активного развития наук возросло внима ние к северным территориям нашей страны, как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных иско паемых и рыбного промысла [10]. Вследствие чего началось «систематическое обследование Лапландского полуострова, обусловленное политикой модернизации России» [3; с. 11]. Важнейшими факторами модернизации края стали геополи тические, социально-экономические и культурные интере сы России в регионе. Появились новые имена исследовате лей, их фундаментальные научные труды, организованы мно гочисленные экспедиции. Интенсивное протекание модер- низационного процесса способствовало становлению в ре гионе культуры личностно-креативного типа, оказавшей се рьезное воздействие на активизацию изучения художествен ной культуры Кольского Заполярья и формирование новых тенденций в её развитии, о чем свидетельствуют метамор фозы традиционной культуры, а также институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства [2]. 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz