Федотова А. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в начале ХХ века / Анастасия Федотова // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоц. творч. союзов. – Мурманск, 2012. – № 8. – С. 216-229.

Культурологическое исследование Ведущими модернизационными процессами начала XX века в культуре Кольского Заполярья, оказавшими серьезное влияние на формирование новых форм художественной куль­ туры в регионе стали железнодорожное строительство, урба­ низация, активизация экономической жизни, создание основ промышленности, появление новой информации, многочис­ ленные научные изыскания, поиск Северного Морского пути. В перестраивающемся культурном пространстве переход­ ного типа произошло частичное размывание инновационны­ ми волнами традиционных культур народов региона и дисси­ пация многих элементов устойчивого культурного порядка, вследствие чего они ослабили свое влияние на формирова­ ние общих культурных традиций и были вынуждены всё боль­ ше приспосабливаться к новым общественным условиям и видам деятельности. Как следствие адаптации к новым соци­ окультурным условиям в художественной культуре автохтон­ ного населения появился ряд новаций стимулированного типа. Однако, профессиональных художников в местной этничес­ кой среде в начале XX века не появилось. Основным источником новаций в изобразительном ис­ кусстве Кольского Заполярья стали экспедиционные худож­ ники и художники, приезжавшие в Заполярье в самостоя­ тельные творческие командировки, оставившие уникальное культурное наследие высокого уровня и обогатившие своими произведениями художественную культуру Севера. Основ­ ной объём созданных ими изобразительных текстов включал зарисовки построек и быта аборигенного населения, костю­ ма и другие изображения этнографического характера. Специфической особенностью изобразительного искус­ ства Кольского Заполярья в начале XX века стало доминиро­ вание пейзажного жанра, роль которого в отечественной живописи данного периода была значительной. В отличие от жанровых, тематические модификации были характерны для отечественного искусства в целом. Значительное место в изоб­ разительном искусстве региона занимал северный лиричес­ кий пейзаж, развивавшийся весь рассматриваемый период. Проявился на Кольском Севере и характерный для отечествен­ ной художественной культуры начала XX века интерес к книж­ ной графике, где развитие данного новационного для регио­ 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz