Фёдоров П.В. «Кольский Север» как феномен. Живущие на Севере. 2012, Вып. 2, c.94.

«КО Л ЬС КИ Й СЕВЕР» К А К Ф ЕН О М ЕН П.В. Федоров Использование географической концепции «Кольской Север» априорно предполагает феноменологический уклон рассмотрения и ставит вопрос об основаниях феноменальности данного культурного пространства, выявлении черт, охраняющих его сущность при соприкос­ новении с другими - более широкими - географическими концепциями, такими, как «Европей­ ский Север», «Русский Север», «Русский мир» и т.д. Что же дает право говорить о «Кольском Севере» как о культурной целостности? На наш взгляд, свойственная только данной территории комбинация определенных культурных доминант - ландшафта, окраинности и северности. Ландшафт. «Кольский Север» органично вмещается в выступ евразийского континен­ та - Кольский полуостров, который омывается Белым и Баренцевым морями. Следовательно, сущность «Кольского Севера» подчеркивается самой материковой линией. При этом культурный «норов» этих морей различен. Белое море - фактически внутренний водоем, связанный с Арк­ тикой через узкое горло. Баренцево море - открытая часть океана, согреваемая атлантическим течением. Морская и океаническая культура соотносятся так же, как место и пространство. Се­ верное, океанское побережье гораздо более сильнее, чем южное, беломорское побережье, обре­ чено было превратиться в «переходную зону сильной, пульсирующей жизни» (К. Хаусхофер), которая устремляется вовне, в Арктику, Скандинавию и во весь мир. Специфика центральной части Кольского полуострова - в ее континентальное™ и оторванности от моря и океана: здесь культивируются оленеводческие хозяйства и производства, привязанные к горным недрам. Окраинностъ. «Кольский Север» является окраиной, границей по отношению к центру Российского государства, цивилизованному миру и ойкумене. Окраинность сообщает кольской позиции срединное положение между цивилизованным миром и арктической пустотой. Данный пространственный парадокс способен провоцировать интересные культурные явления: в част­ ности, способность окраин при определенных условиях становиться квази-центрами, бросать вызов привычному и устоявшемуся. Так, новый миф о Гиперборее, превративший «Кольский Север» в «праматерь» цивизилизаций, - свидетельство «усталости культуры», проявление ано­ мальности. Северность. Концепт «северности», равно как и «окраинности», обнаруживается в ка­ честве проявления внешней по отношению к «Северу» позиции наблюдателя. «Северность» могли изобрести только южане: для северных аборигенов она едва ли будет до конца понятна или, по крайней мере, актуальна. Принадлежность к «Северу» с точки зрения выходца с «Юга» - это, прежде всего, ущербность: тяжелые природно-климатические условия (мало Солнца и тепла), невозможность заниматься полноценным сельским хозяйством, дикость, ма­ лолюдье. Думается, данное содержание «северности» не является единственным. Со временем в него проникали и другие смыслы: открытость, прагматичность, рациональность и сдержан­ ность северян, «длинный рубль» (высокие заработки), неповторимая северная природа и т.д. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА О.Н. Иванищева Для филологического изучения культуры актуально определение Ю.М. Лотмана, который рассматривает культуру как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Трудности изучения понятия связаны еще и с тем, что исследователь - представитель одной культуры. Это «мешает» изучению собственной и чужой культуры, так как трудно при­ нять позицию внешнего наблюдателя. Существует опасность, что собственная культура окажет­ ся основой для сравнения. Кроме того, поскольку мы мыслим посредством культуры, осознать собственную культуру также достаточно сложно. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz