Фёдоров П.В. «Кольский Север» как феномен. Живущие на Севере. 2012, Вып. 2, c.94.
«КО Л ЬС КИ Й СЕВЕР» К А К Ф ЕН О М ЕН П.В. Федоров Использование географической концепции «Кольской Север» априорно предполагает феноменологический уклон рассмотрения и ставит вопрос об основаниях феноменальности данного культурного пространства, выявлении черт, охраняющих его сущность при соприкос новении с другими - более широкими - географическими концепциями, такими, как «Европей ский Север», «Русский Север», «Русский мир» и т.д. Что же дает право говорить о «Кольском Севере» как о культурной целостности? На наш взгляд, свойственная только данной территории комбинация определенных культурных доминант - ландшафта, окраинности и северности. Ландшафт. «Кольский Север» органично вмещается в выступ евразийского континен та - Кольский полуостров, который омывается Белым и Баренцевым морями. Следовательно, сущность «Кольского Севера» подчеркивается самой материковой линией. При этом культурный «норов» этих морей различен. Белое море - фактически внутренний водоем, связанный с Арк тикой через узкое горло. Баренцево море - открытая часть океана, согреваемая атлантическим течением. Морская и океаническая культура соотносятся так же, как место и пространство. Се верное, океанское побережье гораздо более сильнее, чем южное, беломорское побережье, обре чено было превратиться в «переходную зону сильной, пульсирующей жизни» (К. Хаусхофер), которая устремляется вовне, в Арктику, Скандинавию и во весь мир. Специфика центральной части Кольского полуострова - в ее континентальное™ и оторванности от моря и океана: здесь культивируются оленеводческие хозяйства и производства, привязанные к горным недрам. Окраинностъ. «Кольский Север» является окраиной, границей по отношению к центру Российского государства, цивилизованному миру и ойкумене. Окраинность сообщает кольской позиции срединное положение между цивилизованным миром и арктической пустотой. Данный пространственный парадокс способен провоцировать интересные культурные явления: в част ности, способность окраин при определенных условиях становиться квази-центрами, бросать вызов привычному и устоявшемуся. Так, новый миф о Гиперборее, превративший «Кольский Север» в «праматерь» цивизилизаций, - свидетельство «усталости культуры», проявление ано мальности. Северность. Концепт «северности», равно как и «окраинности», обнаруживается в ка честве проявления внешней по отношению к «Северу» позиции наблюдателя. «Северность» могли изобрести только южане: для северных аборигенов она едва ли будет до конца понятна или, по крайней мере, актуальна. Принадлежность к «Северу» с точки зрения выходца с «Юга» - это, прежде всего, ущербность: тяжелые природно-климатические условия (мало Солнца и тепла), невозможность заниматься полноценным сельским хозяйством, дикость, ма лолюдье. Думается, данное содержание «северности» не является единственным. Со временем в него проникали и другие смыслы: открытость, прагматичность, рациональность и сдержан ность северян, «длинный рубль» (высокие заработки), неповторимая северная природа и т.д. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА О.Н. Иванищева Для филологического изучения культуры актуально определение Ю.М. Лотмана, который рассматривает культуру как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Трудности изучения понятия связаны еще и с тем, что исследователь - представитель одной культуры. Это «мешает» изучению собственной и чужой культуры, так как трудно при нять позицию внешнего наблюдателя. Существует опасность, что собственная культура окажет ся основой для сравнения. Кроме того, поскольку мы мыслим посредством культуры, осознать собственную культуру также достаточно сложно. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz