Фёдоров П.В. Полевые исследования культурной памяти старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в 2012 г. Живущие на Севере. 2012, Вып. 2, c.118-120.

затем «село», «поселок» Териберка (ныне «сельское поселение» в составе Кольского района Мурманской области). Ментальный и материальный исторический слой (в виде духовных тра­ диций, зданий, застроечной планировки и др.) данных типов поселений в значительной степени был трансформирован в советское время. Его реконструкция в том виде, в котором он сущест­ вовал до начала трансформации, возможна посредством изучения репрезентаций мемориаль­ ной культуры старожильческого населения. Основными методами исследования стали интервью и описание. Разработанный во­ просник интервью включал более 30 вопросов по следующим тематическим блокам: а) Представления об истории своей семьи. Количество актуальных поколений предков. Семейные предания, легенды; б) Представления об истории места проживания. Интерпретация причин появления на­ селенного пункта. Топонимические трактовки. Предания, легенды. Памятные места, постройки и сооружения; в) Ритуалы; г) Речь; д) Устные истории об артефактах. Интервьюирование было проведено с 15 старожилами Колы и 9 старожилами Терибер- ки, прожившими в данных населенных пунктах не менее 50 лет (в одном случае 37 лет). Старо­ жилы подбирались в Коле с помощью родословного клуба «Коляне», действующего при мест­ ной (межпоселенческой) библиотеке, а в Териберке - благодаря поддержке Центральной посе­ ленческой библиотеке (отдел обслуживания «Поморье»), На основе выявления круга лиц, принадлежащих старожильческому населению и спо­ собных стать потенциальными информантами, удалось установить, что наиболее укорененный слой живет в Коле. Среди опрошенных здесь были потомки семейно-родственных групп, про­ живающих в этом населенном пункте с ХѴІІІ-ХІХ вв. Население Териберки имеет менее разви­ тую поколенческую структуру: семьи всех информантов или сами информанты переехали в Те- риберку в советское время (предки одного человека - в 1919 г.), причем, большинство - после Великой Отечественной войны. Старожильческое население Териберки сосредоточено в старой части поселка, тогда как остальные жители - в Лодейном, расположенном в 2 км отсюда. Ста­ рожилы считают Лодейное другим населенным пунктом, хотя административно оно входит в Териберку. Интервью записывались на цифровые диктофоны с последующей расшифровкой текста на бумажный носитель. От старожилов Колы Е.М. Поповой (Кочеровой) и B.C. Лопинцева уча­ стниками экспедиции были получены письменные воспоминания с разрешением на их публи­ кацию. Фиксировались в виде фотографий и описаний материальные репрезентации мемори­ альной культуры: артефакты «семейных архивов» (семейные реликвии, предметы быта, фото­ графии и т.д.), артефакты на территории населенного пункта (дома, наивные памятники, памят­ ные места и т.д.), кладбища. Собранные материалы позволят получить новые знания о феномене оседлости русского населения в северных районах Кольского полуострова, прояснить специфические маркеры культурной памяти старожилов, собрать сведения для составления символических карт Колы и Териберки, что немаловажно для сохранения историко-культурного наследия и развития инду­ стрии туризма в Мурманской области. Так, благодаря памяти информантов удалось реконструи­ ровать уже не существующий деревянный ландшафт «уездного города», снесенный в ходе строительства 1950-1960-х гг. Результаты полевых исследований, включая тексты интервью, предполагается опубли­ ковать. Сама экспедиция, проводившаяся с участием студентов МГТУ, обогатила учебный про­ цесс: благодаря ей, был разработан практикум по устной истории1, а также учебно-методиче- ское пособие «Хрестоматия по устной истории Кольского Севера», в которое вошел и ряд тек­ стов, записанных от кольских старожилов2. Первичный анализ собранного нарративного материала позволяет придти к некоторым обобщениям. Прежде всего, определить глубину культурной памяти старожильческого населе­ ния, связанной с местом проживания. В Коле она достигает 2-х поколений (родители - бабушки, дедушки), что подтверждается данными интервью и некрополя. Фактором рецепции локальной истории является преимущественно долговременная память очевидца, реже - пересказ инфор­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz