Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.

элиты на мурманскую землю своеобразно фиксирует некрополь: оказалось, что родившихся в 1880-е гг. всего 2%, в 1890-е гг. —3%, в 1900-е гг. - 24%; в 1910-е гг. - 25%, в 1920-е гг. - 27% и т.д. Этот феномен, конечно, требует еще детального изучения, почему именно поколение, появившееся на свет в 1900-х гг., положило начало отношению к Мурманску как к род­ ной земле. Может быть, сказалась подвижность переходного, от дорево­ люционного к советскому строю жизни, поколения? Надгробные посвятительные надписи —эпитафии, редко встречаю­ щиеся на старом кладбище, являются уже неотъемлемым атрибутом на но­ вом. Надгробные тексты различаются по адресату (они могут быть обра­ щены к Богу, к умершему, к прохожему, к матери-земле и т.д.). Изредка эпитафия включает северные мотивы, но гораздо чаще последние встре­ чаются в графических изображениях, выполненных на надгробных плитах: пейзажи, городской ландшафт, корабли, чайки и проч. В то же время погребальная символика отразила и пределы адапта­ ции социума к условиям Заполярья. В некоторых надписях и графических изображениях нового кладбища передана тоска по «малой родине», сожа­ ление о неосуществленной мечте усопшего уехать в места, где прошло на­ чало жизни. Так, на одном из памятников изображен храм на фоне сель­ ского ландшафта средней полосы и высечен текст: «Сердце к родимым просторам стремилось, но слишком рано остановилось» (2000). Погребальное творчество северян, таким образом, дает богатую пи­ щу для размышлений о социокультурных процессах на Севере, своеобраз­ но дополняя «северный текст» свойственной только ему спецификой. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz