Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.
элиты на мурманскую землю своеобразно фиксирует некрополь: оказалось, что родившихся в 1880-е гг. всего 2%, в 1890-е гг. —3%, в 1900-е гг. - 24%; в 1910-е гг. - 25%, в 1920-е гг. - 27% и т.д. Этот феномен, конечно, требует еще детального изучения, почему именно поколение, появившееся на свет в 1900-х гг., положило начало отношению к Мурманску как к род ной земле. Может быть, сказалась подвижность переходного, от дорево люционного к советскому строю жизни, поколения? Надгробные посвятительные надписи —эпитафии, редко встречаю щиеся на старом кладбище, являются уже неотъемлемым атрибутом на но вом. Надгробные тексты различаются по адресату (они могут быть обра щены к Богу, к умершему, к прохожему, к матери-земле и т.д.). Изредка эпитафия включает северные мотивы, но гораздо чаще последние встре чаются в графических изображениях, выполненных на надгробных плитах: пейзажи, городской ландшафт, корабли, чайки и проч. В то же время погребальная символика отразила и пределы адапта ции социума к условиям Заполярья. В некоторых надписях и графических изображениях нового кладбища передана тоска по «малой родине», сожа ление о неосуществленной мечте усопшего уехать в места, где прошло на чало жизни. Так, на одном из памятников изображен храм на фоне сель ского ландшафта средней полосы и высечен текст: «Сердце к родимым просторам стремилось, но слишком рано остановилось» (2000). Погребальное творчество северян, таким образом, дает богатую пи щу для размышлений о социокультурных процессах на Севере, своеобраз но дополняя «северный текст» свойственной только ему спецификой. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz