Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.

хотя, очевидно, что иод воздействием идеологических установок Совет­ ской власти, направленных на борьбу с религией, христианский символизм в надгробной архитектуре постепенно уступает место другим формам, практически свободным от религиозного влияния. Архитектура и эпифафика нового кладбища заметно отличается от старого. Рост благосостояния населения, деидеологизация духовной жиз­ ни, проявившееся в последнее время стремление к ренессансу дореволю­ ционной, в том числе православной, культуры привели и к изменению над­ гробий. На смену бедным металлическим и цементным стелам и обелискам пришли помпезные гранитные надгробия, украшенные методом врезки портретами умерших и иногда даже барельефами и горельефами. Впрочем, авторьг современных памятников экспериментируют не столько с их фор­ мой, которая остается преимущественно четырехугольной, сколько с гра­ фическими изображениями. Поэтому художественная резка по камню представлена в Мурманске многочисленными мастерскими. Скульптура же еще не нашла широкого применения в Мурманском некрополе, что свя­ зано не только с дороговизной скульптурного ремесла, но и с неразвито­ стью его в городе. Вместе с тем традиция обносить надгробные памятники оградами, широко распространенная на старом кладбище, почти искоренена на но­ вом, что связано, на наш взгляд, не только с введенньгм в последние деся­ тилетия запретом на огораживание (из-за недостатка удобной земли), но и изменением семейных традиций. Ограда — признак семейственности, ее предназначение не только в предохранении могилы от побочных воздейст­ вий, но и в том, чтобы зарезервировать участок земли для других членов семьи. Семейных захоронений на старом кладбище встречается немало, да и незахороненные, оставшиеся свободными, участки (в результате закры­ тия кладбища в 1971 г.) свидетельствуют о существовавшей потребности в создании таких своеобразных семейных усыпальниц. Причина этого, на наш взгляд, связана с тем, что в Мурманск часто переезжали целыми семь­ ями, родами: из голодающих деревень следом за младшими родственника­ ми устремлялись старшие и наоборот. Поддержание традиций семействен­ ности, контакты с дальними родственниками и земляками и, как следствие, создание на кладбище семейных участков были не только результатом функционирования неразорванных связей рода, но и фактором, заметно облегчавшим обретение нового социального статуса в необжитом месте. Исчезновение оградок, больших семейных захоронений гга новом кладбище связано с процессом постепенного распада большого рода, из­ мельчанием семьи, утратой у ее членов чувства родственной связанности, размытостью традиций семейной культуры, незначительностью ее дося­ гаемого исторического пласта (в среднем 2—3 поколения). Условия на Се­ вере, в Мурманске, не кажутся теперь такими же суровыми, как раньше, индивид более свободен в плане передвижения и жизненного планирова­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz