Фёдоров П.В. Некрополь заполярного индустриального города как символическое пространство: к постановке проблемы: (на примере г. Мурманска). Живущие на Севере. 2008, c.120-124.
хотя, очевидно, что иод воздействием идеологических установок Совет ской власти, направленных на борьбу с религией, христианский символизм в надгробной архитектуре постепенно уступает место другим формам, практически свободным от религиозного влияния. Архитектура и эпифафика нового кладбища заметно отличается от старого. Рост благосостояния населения, деидеологизация духовной жиз ни, проявившееся в последнее время стремление к ренессансу дореволю ционной, в том числе православной, культуры привели и к изменению над гробий. На смену бедным металлическим и цементным стелам и обелискам пришли помпезные гранитные надгробия, украшенные методом врезки портретами умерших и иногда даже барельефами и горельефами. Впрочем, авторьг современных памятников экспериментируют не столько с их фор мой, которая остается преимущественно четырехугольной, сколько с гра фическими изображениями. Поэтому художественная резка по камню представлена в Мурманске многочисленными мастерскими. Скульптура же еще не нашла широкого применения в Мурманском некрополе, что свя зано не только с дороговизной скульптурного ремесла, но и с неразвито стью его в городе. Вместе с тем традиция обносить надгробные памятники оградами, широко распространенная на старом кладбище, почти искоренена на но вом, что связано, на наш взгляд, не только с введенньгм в последние деся тилетия запретом на огораживание (из-за недостатка удобной земли), но и изменением семейных традиций. Ограда — признак семейственности, ее предназначение не только в предохранении могилы от побочных воздейст вий, но и в том, чтобы зарезервировать участок земли для других членов семьи. Семейных захоронений на старом кладбище встречается немало, да и незахороненные, оставшиеся свободными, участки (в результате закры тия кладбища в 1971 г.) свидетельствуют о существовавшей потребности в создании таких своеобразных семейных усыпальниц. Причина этого, на наш взгляд, связана с тем, что в Мурманск часто переезжали целыми семь ями, родами: из голодающих деревень следом за младшими родственника ми устремлялись старшие и наоборот. Поддержание традиций семействен ности, контакты с дальними родственниками и земляками и, как следствие, создание на кладбище семейных участков были не только результатом функционирования неразорванных связей рода, но и фактором, заметно облегчавшим обретение нового социального статуса в необжитом месте. Исчезновение оградок, больших семейных захоронений гга новом кладбище связано с процессом постепенного распада большого рода, из мельчанием семьи, утратой у ее членов чувства родственной связанности, размытостью традиций семейной культуры, незначительностью ее дося гаемого исторического пласта (в среднем 2—3 поколения). Условия на Се вере, в Мурманске, не кажутся теперь такими же суровыми, как раньше, индивид более свободен в плане передвижения и жизненного планирова 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz